Детство/ детская неврология

Игрушки


 

     Оглавление            Далее >>       

 

От погремушек до других игрушек

А.Ю.Свиридов

    На экране телевизора - очередная драма из жизни калифорнийских миллионеров. Взбудораженная прокурор Джулия Уэнрайт и "раздвоившийся" Мейсон - Санин Кэпвел - Спрокетт в свойственной им язвительной манере выясняют отношения, в то время как их горячо любимая дочь Саманта тихо сидит в углу и методично долбит погремушкой об пол. 
    Картина вызывает живейшее сочувствие, но не душевные трагедии главных героев тому виной, а незавидная участь трехлетней на вид Саманты, по странной прихоти родителей вынужденной забавляться игрушкой для полугодовалых малышей. 

    Новые времена поколебали старую истину: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало". Теперь выбор игрушек для ребенка - непростая и ответственная задача. Они должны не просто нравиться малышу, но и соответствовать возрасту, развивать его и отвечать самым высоким требованиям безопасности. 
    Безопасность. Ее гарантией служат имя солидной фирмы, сертификат качества (не забудьте спросить его у продавца!) и правильный выбор места, где можно сделать покупку. Лучше всего отправиться за ней в магазин игрушек - там вся продукция проходит строгий контроль, а не к самодеятельным торговцам в подземный переход. Даже если "коробейники" предъявят вам сертификат, не исключено, что он окажется фальшивым. 
    После скандала трехлетней давности, когда обнаружилось, что некоторые виды пластмассовых и резиновых игрушек из Юго-Восточной Азии изготовлены из ядовитых полимеров, а затем несколько месяцев назад в Сибири партия кукол "засветилась" на радиоактивность, мамы и папы твердо усвоили - игрушки делятся на хорошие, плохие и... китайские. Это не совсем так. Дешевые "подделки" из стран "третьего мира", разумеется, брать не стоит. А вот произведенную в том же Китае лицензионную продукцию, прошедшую строгий контроль качества, покупать можно и нужно - такие игрушки ничем не отличаются от изготовленных в Европе и Америке.

Требования к безопасности:

    Эстетика. Годовалому Димочке подарили на день рождения плюшевого утенка - на вид словно родом из диснеевского мультика. Но увидев игрушку, малыш не обрадовался, а разрыдался. Слезы лились и потом, стоило только малышу наткнуться на злополучную птицу. Встревоженные родители обратились к детскому психоневрологу. Осмотрев малыша (с ним было все в порядке), врач попросил принести игрушку. Утенок оказался... с зубастым оскалом хищника! 
    Канули в Лету времена, когда игрушки маленьких россиян были одинаково неказистыми. Зато теперь каких только нет! Как выбрать такую, чтобы, увидев ее, малыш не забился в страхе в угол? Конечно же, игрушечные монстры и чудовища - не лучший подарок детям. Да и рекламируемая сейчас "писающая" Барби, фиксирующая внимание ребенка на туалетных делах, тоже вряд ли поспособствует развитию лучших качеств детской души. Покупая игрушку, думайте о том, что она должна вызывать у малыша теплые чувства, формировать хороший вкус и правильные представления об окружающей действительности. Это значит, что нужно по возможности избегать котят зеленого цвета и страшилищ, сделанных по образу неизвестно каких животных. 
    Пол ребенка и игрушки. Почему мальчики без ума от машинок, а девочки обожают кукол? Потому, что и те, и другие игрушки помогают очень важному процессу - самоидентификации малыша по отношению к своему полу Проще говоря, вырабатывая предпочтения в игрушках, ребенок на деле осознает, кто он - мальчик или девочка. (А игра пока и есть главное дело его жизни: с ее помощью малыш осваивает мир.) И чтобы детская вселенная была гармоничной, в ней обязательно должно быть несколько игрушек из арсенала противоположного пола. Ведь осознать себя - значит не только увидеть свое сходство с кем-то, но и понять, чем отличаешься от других. 

Дорога ложка к обеду, а игрушка - к возрасту.

 

    Играя, ребенок не просто забавляет себя и дает возможность родителям заняться домашним хозяйством. Он приобретает новые знания и двигательные навыки, развивает интеллект, память, волевые и эмоциональные качества. Насколько хорошо это получается, зависит от того, какими игрушками играет малыш. 

    От рождения до 3 месяцев. На третьей неделе новорожденный совершает первое осознанное действие - на несколько секунд останавливает взгляд на ярком предмете. 7 дней спустя он уже способен проследить за ним глазами, а если нужно, то и голову повернет, чтобы виднее было. В месячном возрасте малыш учится держать голову, лежа на животе, а в два - в вертикальном положении. Случайно наталкиваясь ручкой на что-нибудь, хватает и ощупываем 
    Вот и все, что он пока умеет Но этих навыков вполне достаточно для первого знакомства с погремушкой. Какой она должна быть? Крупной, яркой, но немногоцветной (в этом возрасте дети лучше всего различают желтый, зеленый и красный цвета), простой формы - в виде круга, кольца. Разумеется, со звуком - шелестящим или мелодичным, но негромким. Материал - пластмасса. Мягкие игрушки в этом возрасте не годятся - малыш лишь обмусолит их, потянув в рот, а "игры" как таковой не получится. 
    3-4 погремушки развесьте в кроватке на расстоянии 70 см от глаз малыша, если они достаточно крупные. Уменьшите расстояние до 50-60 см для тех, что помельче. Это очень важно: дело в том, что дети рождаются дальнозоркими, и им трудно рассматривать предметы вблизи. Вначале ребенок будет только разглядывать игрушки и слушать их бренчание. На втором месяце периодически опускайте одну из погремушек пониже - над грудью малыша. Двигаясь, он будет нечаянно задевать ее ручкой или ножкой. Ближе к трем месяцам уже более или менее осознанно потянется к ней и ощупает.
 
    От 3 до 6 месяцев. Умений становится больше: лежащий на животе малыш приподнимается; опираясь на предплечья (значит, обзор уже намного шире), встает на четвереньки. Учится поворотам со спинки на животик и обратно, так что достать подвешенную или оставленную поблизости игрушку ему теперь проще. И берет он ее уже одной, а не двумя руками (как делал до трех месяцев). К 5-6-му месяцу он может управиться с погремушкой "одной правой". А в полгода малыш ухитряется дотянуться до понравившейся вещи из любого положения. 
    Теперь нужны яркие погремушки с удобными ручками толщиной примерно в указательный палец взрослого человека - такую младенцу удобнее держать. Следите, чтобы малыш хватал ее правильно: четырьмя пальчиками с одной стороны, а большой располагал напротив (но не в один ряд с остальными!). 
    В этом возрасте положено выкладывать ребенка в манеж, а интерес к игрушкам использовать на благо двигательного развития. Пытаясь добраться до них, ребенок научится ползать, переворачиваться и брать в руки предметы. Словом, одолеет очередную ступеньку младенчества на"отлично". 

    От 6 месяцев до года. 6-7-месячный малыш начинает ползать и садиться. К 8-9-му месяцу встает на ножки, держась за опору, а 10-месячному она уже не нужна. В этом же возрасте он пробует ходить, ухватившись за край кроватки. Игрушками занимается основательно - подолгу постукивает ими друг о дружку, перекладывает из одной руки в другую. В 9 месяцев становится изобретательнее: открывает для себя свойства предметов и действует соответственно - круглые катает, составные разбирает и так далее. В 10 месяцев ребенок может открыть и закрыть коробку, вложить маленькую матрешку в половинку большой, а к году - поставить один кубик на другой, снять и нанизать кольца пирамидки. И педиатр, и невропатолог, осматривая годовалого малыша, обязательно поинтересуются его ловкостью в обращении с игрушками - от этого зависит оценка, которую врачи должны поставить психомоторному развитию ребенка. 

    Чтобы дитя не провалило "экзамен", заранее подберите все необходимое. Вот примерный перечень: зайчик, мишка, лисичка и другие животные из пластмассы, целлулоида и мягкие, куклы, игрушки со звуком, всевозможные коробочки, кастрюльки с крышечками, матрешки, кубики, пирамидки, раскладные книжки. В 9-10 месяцев самое время подарить ему пару телефонов: один - "кнопочный", другой - с наборным диском. Нажимая на кнопки и накручивая диск, малыш будет тренировать тонкие движения кисти. Игрушки нужно не просто класть к ребенку в кроватку или манеж, родительская обязанность - изо дня в день заниматься ими с малышом, раскрывая в игре свойства предметов. 

    И еще одно условие. Не стоит "вываливать" перед младенцем кучу-малу: 3-4 игрушек в поле зрения вполне достаточно. Когда они наскучат, замените другими. Слишком большое разнообразие сразу в данном случае во вред: не зная, на чем остановить свой выбор, ребенок все время переключается с одной игрушки на другую, а в результате перевозбуждается и утомляется больше обычного. Во всем нужна мера! 
    На втором году детская игра усложняется: в ней малыш сначала подражает действиям взрослых, а затем начинает изобретать собственные сюжеты. Поэтому ребенку необходимы "сюжетные" игрушки: куклы с набором одежды, кукольная мебель, посуда, игрушечные животные, "стройматериал" ("Конструктор", кубики) и "инструменты" - совки, формочки для игры в песочнице. А еще обручи, мячи. Пригодятся и старые "знакомые", но в усложненном варианте - пирамидки и матрешки, заводные игрушки. 
    Ваша задача - научить ребенка целенаправленным действиям, вырабатывающим настойчивость и терпение. Начните с простого - попросите достать куклину одежду из коробочки (для этого малышу придется открыть, а затем закрыть ее), одеть и раздеть куклу (ничего, что поначалу плохо получается!), а примерно в 1,5 года дайте задание налить воду в кастрюльку побольше или насыпать в нее песок (это будет первое знакомство с объемом и мерой). 
    Если годовалого младенца не стоит заставлять нанизывать пирамидку, когда он собрал ее до половины и, утомившись, бросил, то ребенка, которому скоро "стукнет" два, нужно приучать доводить начатое до конца - пирамидку собрать полностью и правильно. 
    Отведите ребенку в комнате специальный уголок для игры: постелите на пол теплый чистый коврик, сидя на котором малыш сможет достаточно долго играть один, как это и полагается ему по возрасту. 

    На третьем году подросший ребенок вовсю осваивает сюжетную игру, в которой выдумка и инициатива соседствуют с подражанием старшим детям и взрослым. Игрушки ему нужны в принципе те же, но степень сложности увеличивается: "Конструктор" "похитрее" (в инструкции к нему должен быть указан возраст, на который он рассчитан, - 2-3 года), машины и куклы с расширенным набором игрушечных аксессуаров. Время приобщиться к первым книжкам, начать осваивать велосипед. 
    Понаблюдайте за тем, как играет ваш малыш. В его игре должны присутствовать осмысленные сюжетные действия: он кормит куклу, водит ее на прогулку, укладывает спать, в кузове грузовика перевозит кубики на стройку. Следующий этап игры - умение исполнять "роли": "Я - мама", "Я -доктор". А вы, мама и папа, подберите для этих ролей все необходимое (можно сшить малышу "врачебный" халат, купить чемоданчик с принадлежностями юного "айболита"). Было бы неплохо разработать для ребенка новые "образы". 

    ...Вот и вся игрушечная наука. Конечно, жаль, что родителям бедной Саманты она невдомек. Но зато вам она теперь известна, а значит вы сумеете с полным знанием дела преподать ее малышу. [72]



       Оглавление            Далее >>    


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика