Детство/детская неврология

Педагогически - логопедическая реабилитация


 

     Оглавление            Далее >>       

 

Советы логопеда

Н. Л. Саган, г. Харьков

Что надо знать о развитии речи ребенка

    Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, няни и воспитатели, все те, кто заботится о будущем подрастающего поколения! Эта страничка адресовано именно Вам. Ее необходимость назрела давно. Ко мне часто обращаются родители детей 3 - 4 лет с различными нарушениями речи. К сожалению, самые тяжелые из них нуждались в логопедической помощи еще в доречевой период. 

     Ребенку гораздо легче помочь компенсировать свой дефект, начиная с ним работать с первых дней его жизни. Труднее устранить дефект речи у более взрослых детей, которые порой даже к школьному возрасту не успевают компенсировать его. Практически во всех случаях родители очень хотели помочь самостоятельно, но не знали, как это можно сделать. 

     Итак, в вашей семье прибавление. Ваш малыш перед вами. Позади тревоги, ожидания появления этого маленького чуда. За 12 месяцев ваш малыш превратится из беспомощного младенца в маленького человечка, который сам ходит, ест, играет, говорит. С особым нетерпением вы ждете от малыша первого слова. Когда же это случится? Ваше нетерпение понятно, ведь появление речи - важнейший показатель психического развития вашего малыша. Как же возникает первое слово? Какие условия необходимы для полноценного психического развития вообще и для речевого развития в частности. 
    Некоторые родители считают, что речь - это функция органов артикуляции: губ, языка, гортани и т.д. Однако это далеко не так. Речь - это результат деятельности головного мозга, артикуляционные органы лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Хотелось бы наполнить вам, что ребенок рождается с очень не зрелым мозгом, который растет и развивается на протяжении многих лет. У новорожденного вес мозга примерно 400 г., но уже через 2 года он удваивается, а к пяти годам утраивается. Особый интерес представляет развитие больших полушарий, в них возникают наши мысли, чувства, совершается работа сознания. В коре больших полушарий есть специальные зоны - речевые центры, которые ведают функцией речи. 
    Различают два центра речи: 1 - отвечает за понимание обращенной, чужой речи, и 2 - которой отвечает за произнесение собственной. 
    Понимание обращенной речи начинается с того, что ребенок различает слова и узнает их, этот процесс основан на выработке в мозге нервных связей, благодаря которым различные звукосочетания связываются в слова. Далее, слово связывается со многими ощущениями получаемыми от того или иного предмета, которое обозначаются этим словом. Для того, чтобы ребенок понял, что слово относится именно к этому предмету, он должен слышать слово и при этом трогать предмет или слышать его звучание. Только после того, когда все: зрительные, осязательные, вкусовые, слуховые, ощущения от предмета несколько раз совпадут с услышанным словом, установится связь между этим словом и предметом. 
    Другой центр отвечает за отбор движения артикуляционного аппарата, нужных для произнесения тех или иных звуков. Из центра приходит как бы приказ языку, губам, гортани, какое положение принять для того, чтобы произнести тот или иной звук. 
    Для правильного протекания речевого акта необходима слаженная, координированная работа этих двух центров.
    Это описание условных связей в коре весьма приблизительно, но даже исходя из этого видно, какую нелегкую задачу необходимо выполнить вашему малышу для того, чтобы овладеть речью. 
    Мне хотелось бы, чтобы Вы прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, чтобы вы грамотно помогли ему преодолеть этот трудный, но необходимый этап. 
    Итак, малыш растет. Все безмерно рады, когда он впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы или что-либо сообщать другим людям, ребенок понимает примерно в 9-12 месяцев. Освоение речи - последняя самая важная функция рта, которая решающим образом повлияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяя ему, более осознано воспринимать явления окружающего мира. 
    Но что же делать, если Ваш любимый малыш, в отличие от соседской девчонки-ровесницы, предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть Ваш малыш говорит без умолку, но на совершенно, непонятном для вас, языке? Уважаемый взрослые, помните, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении вашего малыша. Самая большая ошибка - это бесконтрольно пустить все на самотек. 
    Недооценка своевременного исправления речевых дефектов впоследствии может привести к трудностям в овладении письмом и чтением. Малыш может быть постоянно отстающим в школе, страдать оттого, что его старания редко приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и выговорится. 
    Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит. Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Плюс невозможность выбора любой профессии и трудность при знакомстве с противоположным полом.
    Для предотвращения всех этих неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте - одновременно с появлением или задержкой первых слов у ребенка. Специалист поможет определить вам уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначить коррекционные занятия. 

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка

    Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Приведу вам некоторые показатели нормального речевого развития, ссылаясь на которые, вы сможете понять, как развивается ваш малыш. 
    1 мес. - самым первым проявлением речи ребенка является крик. 
    2-3 мес. - на смену крику приходит гуление (произнесение гласных звуков, близких к А, У, Ы, иногда в сочетание с согласным Г ). Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.
    4-5 мес. - частое повторение одних и тех же звуков. Малыши уже различают тон голоса: если с ним говорить ласково он улыбается, если строго - плачет. Слушая говорящего, видит движения его губ, и сам шевелит губками, тем самым, упражняя свой речевой аппарат. 
    6-9 мес. - ребенок произносит серии одинаковых слогов: дя-дя-дя, ба-ба-ба, ма-ма-ма. Это проявление речи называется лепетом. 
    9-11 мес. - малыш подражает звукам речи взрослых. 
    11-14 мес. - появляются осознанно употребляемые ребенком слова.
    1,5 года - резкое увеличение активно употребляемых слов (80-100 слов). 
    2-3 года - овладение фразовой речью, появление первых предложений. 
    3-5 года - словарь ребенка насчитывает более 1000 слов. 
    Я познакомила Вас с этапами речевого развития в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако, при тяжелых нарушениях речи к 5-ти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.

Игра - это серьезно!

    Игра для ребенка не пустая забава. С помощью игр он активно познает мир, учится говорить, анализировать, двигаться, творить. Хочу предложить Вам несколько игр-забав, в которые вы можете поиграть с вашим малышом. Надеюсь, что они принесут пользу в развитии интеллекта, речи, моторики и вашего взаимопонимания с малышом.
    1. 1-6 мес. 

    А баиньки-баиньки, 
    Купим сыну валенки,
    Наденем на ноженьки,
    Будет наш сынок ходить,
    Новы валенки носить.

    Песенки-потешки могут сопровождать практически все режимные моменты, которые Вы проводите со своим малышом.

    Потягунюшки. просунюшки!
    Роток-говорунюшки,
    Руки-хватунюшки,
    Ноги-ходунюшки.

   2. 6-12 мес.
    Угадай, кто кричит!
    Вам понадобится игрушки, изображающие домашних животных. Показывая ребенку игрушки, обыграйте их, подражая крику соответствующих животных. Затем попросить малыша послушать и угадать кто придет к вам в гости. 

   3. 12 мес. - 1,5 года 
    Кукла Маша
    Предложите малышу покормить Машу, одеть Машу, уложить Машу спать, искупать Машу. Сопровождайте свои действия и действия малыша речью. Стимулируйте малыша к активной речи.

   4. 1-2 года
   
Малыши в этом возрасте с интересом играют различными кубиками. пирамидами, рамками-вкладышами. Предложите малышу совместно построить дом для мишки, башню для волшебника, гараж для машинки. Надеюсь совместная игра принесет радость не только малышу, но и Вам.

    5. 2-4 года
  
Загадки

    Составьте понятное для ребенка описание какого-то предмета. Например: большой, белый, стоит в кухне, в нем мороз. Что это? Даже двухлетний малыш без труда угадает в этом описании холодильник. А теперь попросите его загадать загадку Вам. Чем старше ребенок, тем сложнее могут быть задания.

   6. 3-5 лет
    Вам посылка!
    В пакет (сумку почтальона) положите 5-7 разных предметов. Малыш должен по очереди доставать и описывать их: цвет, форму, назначение. Пусть также подумает, от кого могла прийти посылка (зубная щетка от Бобра, книга - от мудрой совы).



       Оглавление            Далее >>    


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика