Детство/ детская неврология 

Музыкотерапия


 

     Оглавление            Далее >>       

 


Воспитание до рождения

Н. А. Чичерина
Публикуется с любезного разрешения автора

Малыш родился... Младенец и музыка

    Вы вправе усомниться: а не рано ли говорить об этом сейчас? Неужели это крохотное существо уже пора приобщать к искусству? На этот вопрос можно ответить так: нет, не рано, а, может быть, чуть-чуть поздновато. Учеными доказано, что задолго до рождения ребенок воспринимает не только голос матери, но и определенные звуки извне. Исследования в этой области показали, что развивающийся плод слушает музыку с большим удовольствием и реагирует на пение матери по-разному: слыша спокойную музыку, замирает, а на быструю, веселую - начинает оживленно двигаться.
    Вот он и родился, ваш малыш, такой желанный и любимый... Наконец наступил этот долгожданный миг - ваш ненаглядный кроха впервые засыпает под материнскую колыбельную. Новорожденному так необходимы ласковые руки матери, ее улыбка и мягкий спокойный голос. Малыш реагирует на него, затихает и прислушивается.
    В момент рождения из комфортных условий материнского лона ребенок попадает в совершенно новый для него мир - мир, полный света, красок, звуков. И музыка с ее богатейшими интонациями, глубокой эмоциональной окраской и яркими выразительными средствами не только помогает малышу легче адаптироваться, приспособиться к окружающему, но и оказывает огромное влияние на его развитие. Об этом говорят явное внимание, оживление, удовольствие, написанные на личике малыша, и его самые разнообразные двигательные реакции на звуки музыки.
    Первый год жизни ребенка является для всех членов семьи очень непростым временем - ведь резко меняется уклад жизни, молодые только начинают осваивать свою новую роль - папы и мамы.
    Уход за младенцем занимает большую часть дня, но найдите немного времени для музыкальных занятий с ребенком - и вы не пожалеете! Не говоря уже о том, сколько радости принесет это в ваш дом. Для первых "уроков" достаточно всего 3-5 минут, хотя вам предстоит в недалеком будущем научить своего кроху внимательно слушать мелодию, развить начальные певческие навыки и умение ритмично двигаться под музыку.
    Конечно, родителям, получившим музыкальное образование, будет намного легче. Но мамам и папам, не имеющим специальной музыкальной подготовки, не стоит отчаиваться: наверняка кто-кто из них сможет достаточно чисто спеть несколько простых детских песенок. Исследования показали, что в первые месяцы жизни ребенок проявляет больше внимания к живому человеческому пению, чем к мелодиям в исполнении музыкальных инструментов или в записи. Поэтому почаще пойте: когда вы убаюкиваете своего малыша - спокойные , умиротворяющие мелодии, а когда играете с ним - пойте ритмичные, задорные.
    Будет просто замечательно, если в вашем репертуаре окажутся русские народные песни - раздольные и протяжные, нежные и лирические, звонкие и зажигательные, а также различные игровые потешки, короткие ритмичные стихи. Можно напевать и без слов, варьируя на все лады гласную "а" или слоги "ля", "та", "на". Поначалу малыш не может подолгу сосредоточиваться на звуках музыки - всего 2-3 минуты, но к концу первого года жизни вы сможете удерживать его внимание уже до 10-15 минут и более. Желательно заниматься с ребенком ежедневно, все время придумывая что-то новое и постепенно увеличивая продолжительность "уроков". Насколько увеличивать, подскажет ваша интуиция. Важно, чтобы настроение "ученика" оставалось радостным и оживленным. Ни в коем случае не перегружайте его нервную систему, иначе усталость неминуемо приведет к слезам, а в дальнейшем малыш вообще может потерять интерес к занятиям.
    1-й месяц. Обычно в первый месяц жизни младенцев нет ярко выраженной реакции на музыку. Но это вовсе не означает, что вам можно сидеть сложа руки и ждать, когда же он подрастет. Ведь не только ваше присутствие и улыбка, но и знакомые звуки маминого и папиного голоса для малыша - одно из важнейших средств эмоциональной связи.
Не забывайте спеть вашему крохе колыбельную перед сном, а когда он проснется, подойти к нему с улыбкой, ласково пропевая его имя несколько раз. Делая ребенку массаж, негромко напевайте какую-нибудь мелодию, поглаживая его в такт музыке. Это и будут "музыкальные занятия" в этот период. Если вы пели ребенку еще до его рождения, то спойте знакомую мелодию и понаблюдайте за его реакцией. Думаю, внимание малыша к узнанной мелодии не останется вами незамеченным.
    2-3 месяца. В этом возрасте ребенок уже отчетливо реагирует на пение и музыку. Он начинает издавать гортанные звуки, двигать ручками и ножками. Он даже может искать источник звука, поворачивая голову. Дети любят, когда с ними играют, поэтому "потанцуйте" с малышом: возьмите его ножки и в такт музыке покачивайте ими, мягко касаясь его пятачками простыни, то же можно проделать и с ручками ребенка, тем более что он цепко держит вас за пальцы. Если вы оба в настроении, уложив малыша в кроватку, спляшите перед ним, делая акцент на движение головы и плеч, т.е. тех частей тела, которые находятся в поле зрения ребенка.
    3-6 месяцев. Ваш грудничок растет, взрослеет, заметные сдвиги происходят в его музыкальном развитии. Он гукает и почти сразу реагирует на протяжный звук. Он внимательно, с удовольствием слушает игру на металлофоне, дудочке, баянчике и других детских музыкальных инструментах. Бывает, что малыш проявляет интерес и к звукам "взрослых" инструментов, а то и целого симфонического оркестра. К шести месяцам движения у детей становятся более разнообразными, энергичными, некоторые даже пытаются в такт музыке сближать руки, имитируя хлопанье в ладоши.
    Так как ваш малыш окреп физически, вы теперь можете дать ему возможность "потанцевать" подольше, слегка приподнимая и опуская ребенка на ножки и весело напевая. А вот под вальс хорошо поделать ручками ребенка ритмичные волнообразные движения.
    А теперь заглянем в семейную фонотеку. Нет ли здесь чего для музыкальных "занятий"? Подойдет буквально все - и вальсы, и польки, и современные танцевальные мелодии, и шлягеры. Не забудьте оркестровую музыку и пьесы для какого-нибудь инструмента: скрипки, флейты и т.п. Главное, чтобы мелодии были несложными, легко запоминающимися и без резких диссонансов.
    Когда заниматься с малышом? Лучше днем: либо за 15-20 минут до кормления, либо через 30-40 минут после. Если же ребенок после кормления заснул или после сна ведет себя беспокойно, занятия, безусловно, следует отложить.
    6-9 месяцев. Во втором полугодии жизни наблюдается уже устойчивое внимание ребенка к мелодиям. Дети хорошо отличают музыку от простого шума. Они улыбаются, радостно смеются, "поют", весело стучат ручками и ножками. На разную музыку малыши уже и реагируют по-разному: когда звучит плясовая - делают "ладушки", постукивают ногой, а польется колыбельная - медленно раскачивают всем телом.
    7-8 месяцев. У детей продолжает развиваться способность к подражанию. Поэтому в этот период очень полезно почаще танцевать перед ними. Пусть ваши движения будут четкими и ритмичными: хлопки в ладоши, повороты кистей рук, притопывание, кружение, неглубокие пружинящие полуприседания.
    9-12 месяцев. Дети радостно откликаются на предложение взрослого попеть, потанцевать, тем самым подтверждая, что "занятия музыкой" - любимое дело. Они уже способны сосредоточенно и довольно продолжительное время слушать музыку. Еще более дифференцированно они реагируют на  разный характер мелодии - колыбельной или плясовой,
    К концу первого года жизни малыши становятся отменными "певцами": они уже протяжно и довольно долго умеют тянуть гласные "а", "и", слоги "на", "ба", в некоторых случаях в их "песнях" даже угадывается ритм. Малыши начинают подстраиваться под пение взрослого и "петь" вместе с ним.
    Более сложной и разнообразной становится реакция ребенка на ваши действия: он кивает головой, двигается всем телом, делает "ладушки", даже пытается притопывать ногой в такт музыке. В этом возрасте малышу можно показать, как надо играть на бубне или барабане: вложив молоточек или палочку в его руку, помогите ему ритмично постучать. Годовалые дети с удовольствием занимаются игрушками - триолой, дудочкой, органчиком, детским аккордеоном, губной гармошкой, небольшими ударными инструментами - треугольником, бубном, барабанчиком, ксилофоном и т.п. Звучание инструментов прекрасно развивает восприятие тембровой окраски звука, обогащает представления детей о звуковой палитре музыки.
    Пожалуй, все родители мечтают разглядеть в собственном ребенке хотя бы маленький росток будущей талантливой личности, порадоваться рано проявившимся у него "удивительным" способностям. Кроме того, вы, наверное, хотите видеть своего ребенка добрым, отзывчивым, понимающим и ценящим красоту в окружающем, человеческих отношениях, искусстве. Эти прекрасные человеческие качества могут быть воспитаны искусством, если начать с самого раннего детства.[79]


       Оглавление            Далее >>    


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика