Детство / Психологическая реабилитация

 Музыкотерапия


     Главная            Далее >>        

 Из сборника "Алгоритмы диагностики, лечения и реабилитации перинатальной патологии маловесных детей"
Под ред. Яцык Г.В.

Музыкотерапия в неврологической реабилитации детей

       Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия на ребенка. Специалисты выделяют следующие функции музыкотерапии: регулятивная (регуляторная), заключающаяся в воздействии на эмоциональный статус и через него на различные функциональные системы пациента; коммуникативная и собственно реадаптационная. Такие выразительные средства музыки, как темп, ритм, динамика, ладогармонические характеристики, модуляции в различные тональности, являются ключевыми раздражителями, используемыми в терапии больных.
      Музыкотерапия (прослушивание музыки детьми) предполагает использование как "живого" голоса (пение кормящей матери, отца, а также прародителей ребенка и медицинского персонала), так и магнитофонной записи (или других звуконосителей).
Наиболее мягкое, щадящее воздействие оказывает пение колыбельных песен. Для индивидуального исполнения (матерям) рекомендуются также лирические песни, которые по характеру мелодии близки колыбельным, обладая успокаивающим воздействием на детей ("Уральская рябинушка", "Спят курганы темные" и т. д.).
      Колыбельные песни можно петь недоношенным и маловесным детям (независимо от степени их морфофункциональной зрелости) начиная с первых дней жизни. Исключение составляют дети, находящиеся в крайне тяжелом состоянии, с проявлением судорожного синдрома. Такие дети нуждаются в строгом соблюдении лечебно-охранительного режима.
Помимо колыбельных, детям с перинатальной энцефалопатией, сопровождающейся синдромом общего угнетения, а также пациентам с нарушением ритма дыхания, с тенденцией к брадикардии, с нарушениями моторики кишечника в первой половине дня показано прослушивание песен, исполняемых в умеренно быстром темпе с четким маршевым ритмом (детские песни В. Шаинского, русские народные песни и некоторые другие).
      Обычно рекомендуется исполнять колыбельные и спокойные песни 2 - 3 раза в день в течение 5 - 10 мин после кормления, а песни в быстром темпе - за 5 - 10 мин до начала кормления. Для тех недоношенных и маловесных детей, которые не нуждаются в режиме инкубатора, наиболее полезно слушать пение, находясь на руках у поющего взрослого (в первую очередь, у кормящей матери), при этом исполнитель (мать, медицинский работник и т. д.) должен смотреть на лицо ребенка, обращаться непосредственно к нему, слегка поглаживать его в такт пению. Установлено, что пение полезно не только для ребенка, но и для самой матери. В частности, у кормящих матерей, которые регулярно напевают колыбельные, достоверно увеличивается лактация. Если ребенок находится в кувезе, во время пения нужно держать его за руку или слегка поглаживать (через окно инкубатора).
      Помимо музыкотерапии в виде "живого" пения, для детей, находящихся в стационаре, начиная с 5 - 7-го дня жизни, может применяться Музыкотерапия с использованием магнитофонных записей. Мы рекомендуем три разновидности программ для музыкотерапии: так называемая "успокоительная" программа, "активизирующая" программа и программа смешанного типа. Каждая из указанных программ состоит из фрагментов оркестровых, инструментальных и вокально-инструментальных произведений, которые специально подобраны в зависимости от их характера, темпа и ритмико-мелодической структуры.
      При проведении музыкотерапии в режиме записи необходимо подбирать музыкальные произведения, отличающиеся высоким качеством исполнения и звучания. Целесообразнее всего использовать магнитофонные записи с лазерных (компакт) дисков. Особенно тщательно следует выбирать солистов (например, "Аве Мария" Ф. Шуберта в исполнении И. Архиповой и т. д.).
      Методика проведения музыкотерапии (с использованием магнитофонной записи). Магнитофон следует размещать на расстоянии около 1 м от кроватки или кувеза (с открытыми окнами). При этом рекомендуемый уровень громкости динамика не должен превышать уровень громкости средней разговорной речи. Использовать наушники запрещается из-за возможного электромагнитного и акустического травмирования органов слуха и ЦНС незрелого ребенка.
      Если в момент проведения сеанса музыкотерапии в палате находятся дети, которым она не показана (или показана другая музыка), то на время прослушивания этим пациентам прикрывают уши (специальными "глухими" наушниками или ватными тампонами с косынкой). Длительность одного сеанса музыкотерапии (в записи) может варьироваться от 5 до 15 мин. В день не следует проводить более трех сеансов (обычно ограничиваются одним-двумя).
      Детям с синдромом возбуждения рекомендуется прослушивать индивидуально подобранную музыку сразу или через 20 - 30 мин после кормления, вялым детям - перед кормлением. Можно включать музыку с воспроизведением на минимальной громкости во время сна, а также во время кормления, что способствует подпороговому усилению пишевой доминанты.
      Прослушивать индивидуально подобранную музыкальную программу рекомендуется в течение 7-10 дней, затем в рамках того же типа программы ребенок может слушать другие ее фрагменты.
      Музыкотерапию можно проводить на дому (после выписки из стационара), при этом необходимо соблюдать следующие рекомендации.
1. Детям, родившимся преждевременно и(или) с низкой массой тела, но уже адаптированным к условиям внеутробной жизни, в первой половине дня показано прослушивание музыки в магнитной записи (а также с виниловых и лазерных звуконосителей). Во второй половине дня рекомендуется прослушивать "живую" музыку (т. е. пение родителей или прародителей).
2. Необходимо оберегать органы слуха и ЦНС ребенка от механических монотонных шумов, от возбуждающих разговоров взрослых, от воздействия музыки с излишне подчеркнутым, синкопированным ритмом. Избегать сочетания акустического музыкального ряда с видеорядом телевизионного экрана или дисплея видеоприставки (с возбуждающим мельканием ярких точек).
Показания к проведению музыкотерапии.

  1.  Перинатальная энцефалопатия у недоношенных и маловесных детей: при синдроме угнетения ЦНС - "активизирующая" программа; при синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости - "успокоительная" программа; при чередовании эпизодов возбуждения и вялости - программа композитора В. Кирюшина, которая является наиболее эффективной при синдроме вегето-висцеральных дисфункций.
  2.  Нарушения ритма дыхания на фоне пневмонии или дыхательных расстройств различного происхождения ("активизирующая" программа или программа В. Кирюшина).
  3.  Нарушение моторики кишечника (дискинезия ЖКТ) и(или) наличие плоской весовой кривой (музыкальная программа подбирается индивидуально в зависимости от ведущего неврологического симптома).
  4. Синдром выраженного угнетения ЦНС у глубоконедоношенных детей ("успокоительная" музыкальная программа заменяется на "активизирующую" через 3 - 5 дней).

    Противопоказания: тяжелое общее состояние ребенка, острая фаза инфекционно-воспалительного процесса, интоксикация, судорожный синдром, острый отит.
    Музыкотерапия при синдроме возбуждения ЦНС*
    (при тяжелом перинатальном поражении ЦНС, резко выраженной возбудимости, судорожной готовности и судорогах музыкотерапия противопоказана) [32].
      Главная            Далее >>    

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика