Детство/ детская неврология

 Харьков-Здоровье

Ориентиры для родителей


 Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. <Ребенок 0-3 лет <Ребенок 2-6 лет <Навыки общения Этапы нервно-псих. развития Далее>>



Этапы нервно-психического развития
детей первых лет жизни

Составители: Л. Р. Биттерлих, к. м. н., детский невролог; И. В. Смирнова, психолог,
г. Сумы, 1995 

    

Ребенок в возрасте 1 мес. 

Д. (Двигательное развитие, моторика). Попытка приподнять голову, лежа на животе 
П. (Психическое развитие). Кратковременно фиксирует взгляд и прослеживает за игрушкой. Первая улыбка при общении со взрослыми. 
Р. (Речевое развитие). При общении издает тихие тайные звуки - короткое гуление, гукание. 

2 мес. 

Д. Приподнимает и 10-20 сек, удерживает голову, лежа на животе. В вертикальном положении удерживает голову не постоянно. 
П. Длительно удерживает предмет в поле зрения, четко следит за двигающимся в горизонтальной плоскости предметом. Отвечает улыбкой и удерживает ее при общении со взрослым. 
Р. Начальное гуление (гукание) при положительном эмоциональном состоянии.

3 мес.

Д. Хорошо держит голову и в вертикальном положении. Опирается на предплечья, согнутые под острым углом, лежа на животе.
 П. В ответ на обращенную к нему речь взрослого проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног (комплекс оживления). Поворачивает голову и глаза к источнику звука (погремушке). При виде игрушки появляются нецеленаправленные движения рук. Р. Певучее гуление. 

4 мес. 

Д. Опирается на предплечья, согнутые под прямым углом, лежа на животе. При тракции за руки из положения лежа на спине - активно приподнимает (сгибает) голову - подбородок достает до грудины; пытается подтянуться к: рукам взрослого. 
Переворачивается со спины на бок. 
Тянется рукой к подвешенной игрушке, пытается захватить, рассматривает ее. 
П. При попытке врача играть с ребенком комплексу оживления предшествует ориентировочная реакция в виде настораживания. Узнает мать  (отличает ее от других взрослых).
 Р. Длительно гулит. Громко смеется при общении со взрослыми. 

5 мес. 

Д. Опирается на ладони вытянутых рук, на одну руку, лежа на животе. Ровно и устойчиво стоит при поддержке взрослым под мышки. 
Четко направляет руки и берет погремушку, которую взрослый держит над грудью ребенка. 
Переворачивается со спины на живот.
 П. Плачет, когда уходят, прерывая контакт с ним. Различает строгий и ласковый тон, по- разному реагирует на них.
 Р. Подолгу певуче гулит. 

6 мес. 

Д. При тракции за руки из положения лежа на спине - садится. Сидит в подушках или при поддержке взрослым за бедра или пальцы рук. Подползает. Свободно берет игрушку из руки взрослого с любой стороны. 
П. Прекращает плакать, когда берут на руки. 
Р. Начало лепет - произносит некоторые отдельные (без повторения) слоги - "ма", "ба" 

7 мес. 

Д. Посаженный ребенок самостоятельно сидит, опираясь на руки. Ползает на животе. Начинает поворачиваться о животам на спину. 
Может брать по игрушке в каждую руку, удерживать их одновременно, стучать друг об друга. 
П. Различает своих и чужих и по-разному реагирует на них (при попытке врача вступить в контакт с ребенком сначала чаше всего отрицательная реакция). 
Р. Подолгу лепечет. 

8 мес. 

Д. Начинает самостоятельно сидеть без опоры. Встает на четвереньки. Сам держит в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает грызет его.
П. При назывании взрослым (вопрос "где" ) разыскивает взглядом знакомый предмет, находящийся в определенном постоянном месте. 
Р. Громко повторно (сам) произносит различные слова; "ма-ма-ма", "ба-ба-ба". 

9 мес. 

Д. Сидит сам продолжительное время. 
Придерживаясь за барьер сам полностью встает, стоит, переступает и опускается. Ходит при поддержке взрослого за обе руки. 
Играет с предметами по- разному в зависимости от их свойств: катает, вынимает. 
П. По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например "ладушки", "до свидания", "дай ручку", "открой рот" и т.д. 
На вопрос "где" ищет и указывает взглядом или жестом знакомый пред мет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек. 
Поворачивается на собственное имя. 
Р. Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания. 

10 мес. 

Д. Стоит самостоятельно без опоры. Ходит, держась одной рукой за опору. Приседает. 
При игре открывает и закрывает (коробку, матрешку), вкладывает один предмет в другой. 
П. По просьбе берет и подает знакомые предметы ("дай мяч, дай пялю"). Показывает части тела другого человека. Голосом сигнализирует о предстоящем мочеиспускании или дефикации. 
Р. Повторяет за взрослым новые, ранее не произносимые слоги. 

11 мес. 

Д. Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры. 
П. Играет с пирамидкой, нанизывает кольца. Начинает понимать запрет (реакция торможения при слове "нельзя"). Показывает части своего тела. 
Р. Первые лепетные слова: "ма-ма.", "ба-ба"; упрощенные слова- обозначения; "кис-кис", "ав-ав", "бай" и т.д. Указанные лепетные слова ребенок использует целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (мать, игрушка, кошка и др.) или действием ("ам-ам" - еда). 

1 год 

Д. Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьет из нее. Складывает игрушки и предметы в емкость (ящик). Перестает тянуть предметы и игрушки в рот. 
П. Выполняет несколько простых инструкций: "дай то-то, иди ко мне" и д., которым был обучен. Выполняет элементарные требования взрослых. 
Р. Первые слова: "мама, папа, дай". Появление слов-меток: "бах" - падение и т.д. Копирует интонации, выражена интонация просьбы. Выражает желания звуками и жестами. 

1 год - 1 год 3 мес. 

Д. Умеет пятиться, приседать, наклоняться. 
Пытается самостоятельно есть густую пищу ложкой. 
П. Выполняет простые поручения с предметами: "принеси, положи, открой н закрой ящик" и т.д. Среди других предметов отдает предпочтение игрушке. Начинает воспроизводить в игре разученные действия, кормит куклу. 
Собирает пирамидку без учета размера колец. Строит башню из двух кубиков. 
Р. Быстрый рост пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном словаре - произвольное использование знакомых слов; существование особого "жаргона" (облегченные слова). 

1 год 4 мес.-1 год 6 мес. 

Д. Поднимается и спускается по ступенькам. Пытается самостоятельно есть жидкую пищу ложкой. 
П. Воспроизводит в игре часто наблюдаемые действия: причесывает, умывает куклу т.д. Строит башню из трех кубиков. 
При рассматривании сюжетной картины на вопрос взрослого показывает известные ему предметы, животных и др. 
Р. По просьбе взрослого называет хорошо знакомые предметы и объекты. активно использует слова при сильной заинтересованности, удивлении или радости, чтобы назвать предмет. 

1 год 7 мес. - 1 год 9 мес. 

Д. Частично раздевается - носки, шапка - с небольшой помощью взрослых. 
П. Понимает несложный рассказ по картинке, пытается отвечать на простые вопросы взрослого при рассмотрении сюжетной картинки. При игре пытается строить из кубиков ворота, скамейку и т.д. Начинает проситься на горшок. 
Р. Произносит предложения из двух слов. Ежедневно появляются новые слова. 

1 год 10 мес.-2 года

Д. Начинает бегать. Умеет подпрыгивать на месте. Попадает по мячу ногой. 
Частично одевается - ботинки, носки, шапку. 
П. В игре воспроизводит ряд логически связанных действий: куклу купает, затем вытирает. 
По предлагаемому образцу, и просьбе взрослого находит предмет того же цвета. 
При игре может контактировать с другими детьми. 
Р. При общении со взрослыми использует предложения из 2-3 слов. 

2 года - 2 года 6 мес.

Д. Сам одевается, кроме застегивания и шнуровки. 
П. В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, затем баюкает н укладывает ее спать. Выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди в кухню, принеси чашку''). Целый день остается чистым. 
Р. Говорит многословными предложениями (3-5 слов). Активный словарный запас 50 и более слов. Появляются вопросы: что это? где? когда? почему? Называет свое имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы.  я. 


2 года 7 мес. - 3 года 

Д. Полностью сам одевается и застегивает пуговицы. Обувается, с помощью завязывает шнурки. Может несколько секунд постоять на одной ноге. 

П. Воображение в игре (стул - машина, кубик-мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры - например, играя с куклой, говорит; "я - мама", "я - доктор". Коллективная ролевая игра при распределении роли старшими: "ты будешь зайчик". 
Собирает пирамидку с учетом размера колец, но иногда игнорирует различия между верхом и низом. Называет 4 основных цвета. 
Элементарные рисунки карандашом, лепит простые фигурки из пластилина. 
Понимает прочитанные короткие сказки (видно по мимике, ответам на вопросы). 
Р. Называет имена родителей. Часто задает вопросы ("почемучка "). Говорит о себе "я". 
Начинает употреблять сложные предложения. Речь используется с целью объяснения, размышления. [71]

 

Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. <Ребенок 0-3 лет <Ребенок 2-6 лет <Навыки общения Этапы нервно-псих. развития Далее>>


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика