Детство/ детская неврология

 Харьков-Здоровье

Этапы нервно-психического развития


 Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. <Ребенок 0-3 лет <Ребенок 2-6 лет <Навыки общения Этапы нервно-псих. развития Далее>>



Этапы развития моторных и психоречевых функций
 детей раннего возраста

(Козявкин В. И., Бабадаглы М. А.,
Ткаченко С. К., Качмар О. А., 1999 г.)1

 

    


Нервно-психическое развитие недоношенных детей (по Лексиной М. 3., 1969)
 

Показатели развития

Возраст проявления реакции

у доношенных детей (мес)

у недоношенных детей (мес)

до 1499 г

1500-1999 г

2000-2500 г

Пытается поднять голову, лежа на животе

К 1 мес

3 - 4

2-3

2 - 1

Первая улыбка на разговор взрослого

 

3 - 4

2-3

2 - 1

Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки

К 2 мес

4 - 5

3-4

2-3

Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой

 

4 - 5

3-4

2-3

Длительно улыбается на разговор с ним

 

5-6

4-5

3-4

Находясь в вертикальном положении, сосредотачивает свой взгляд на лице взрослого

К 3 мес.

5 - 6 

4-5

3-4

В ответ на разговор с ним проявляет радость улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног

 

5-6

4-5

3-4

Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью

 

5-6

4-5

3-4

Долго лежит на животе, упираясь на предплечья, и хорошо удерживает голову

 

5-6

4-5

3-4

Поддерживаемый вертикально, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах

 

5-6

4-5

3-4

По звуку отыскивает невидимый объект

К 4 мес.

6

5,5

4,5

Во время бодрствования часто улыбается, издает звуки, выпрямляя и сгибая руки и ноги

 

6

5,5

4,5

Громко смеется

 

6

5,5

4,5

Подолгу рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки

 

6

5,5

4,5

Отличает близких от чужих людей

К 5 мес.

6,5

6

5,5

Подолгу певуче гулит

 

7,5

6

5,5

Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью

 

6,5

6

5,5

Долго удерживает в руке погремушку

 

6,5

6

5,5

Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук

 

7,5

6,5

6

Переворачивается со спины на живот

 

7,5

6,5

6

Ровно и устойчиво стоит при вертикальной поддержке

 

7,5

6,5

6

Произносит отдельные слоги

 К 6 мес.

8

7,5

 6

Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается

 

7,5

7

6

Переворачивается с живота на спину

 

8

7

6,5

Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая

 

8,5

8

6

Хорошо ест с ложки

 

 7,5

6,5

6,5

Подолгу  . 

К 7 мес

9,5

8,5

8

На вопрос "где лампа?", "где часы?" находит взором предмет, неоднократно называемый и находящийся в определенном месте

 

8,5

7,5

6,5

Играя погремушкой, стучит, размахивает ею

 

10,5

9

8,5

Хорошо ползает

 

11

10

9,5

Громко и повторно произносит различные слоги

 

10

9

8,5

На вопрос "где?" находит знакомый предмет, независимо от его местоположения

 

10

 9

8,5

По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например ладушки грушками занимается долго, рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку

 

10

9

8,5

Настойчиво достает привлекшую его внимание игрушку, выполняя при этом различные движения

К 8 мес.

10

9

8,5

Сам садится и ложится

 

11

10

9

Придерживаясь руками за  барьер, сам встает, стоит и опускается

 

11

10

9

Переступает вдоль барьера

 

12

10,5

 9,5

Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке

 

9,5

 9

8

Пьет из чашки, которую держит взрослый

 

10

9

8,5

Подражая взрослому, повторяет слоги, ранее им самим произносимые

К 9 мес.

12,5

11

10,5

На вопрос "где?" находит несколько предметов, независимо от их местоположения

 

11,5

10,5

10

Выполняет некоторые движения по просьбе "дай ручку", "до свидания"

 

11

10

9,5

С предметами занимается по-разному: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку

 

11,5

10,5

9,5

Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы

 

12,5

10

 10

Хорошо пьет из чашки, сам придерживает ее

 

11

10

9

Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги

К 10 мес.

 13,5

12

11,5

По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку ("дай мяч", "дай лялю" и др.)

 

13,5

11,5

11,5

Знает по имени нескольких  взрослых и детей

 

12

11

10,5

Отвечает на заигрывание "догоню-догоню", играет в прятки, ищет близких и сам натягивает на лицо пеленку, пытаясь спрятаться

 

12

11

11

Действия с предметами, открывание-закрывание, вынимание-вкладывание приобретают характер устойчивых занятий

 

12,5 

11,5

12,5

Употребляет первые слова-обозначения (например, "кис-кис", "ав-ав" и др.)

К 11 мес.

14,5 

13,5

12,5

На предложение взрослого "принеси лялю" ищет и приносит куклу, разные по внешнему виду предметы (находящиеся в поле зрения)

 

13,5 

12,5

12

Овладевает новыми разученными действиями с предметами, накладывает один предмет на другой, снимает, надевает кольца на стержень (свободно снимающиеся).

К 11 мес.

13

12

11,5

По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами, например, "покачай лялю", "как ляля плачет", "покажи, где у киски глазки"

 

13

12

11,5

Стоит самостоятельно

 

13

11,5

11

Произносит около 10 слов: "Мама", "дай" и др.

К 12 мес.

16

15

14-13

Самостоятельно ходит

 

15

14

13-12

Самостоятельно пьет из чашки

 

16

14

13-12


1
   Детские церебральные параличи/ Козявкин В. И., Бабадаглы М. А., Ткаченко С. К., Качмар О. А. - Львiв: Медицина свiту, 1999.

 

Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. <Ребенок 0-3 лет <Ребенок 2-6 лет <Навыки общения Этапы нервно-псих. развития Далее>>


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Резюме инженер лаборант строительной лаборатории.