Детство/ детская неврология

  Харьков-Здоровье

Ориентиры для родителей


Оглавление 1-3 мес 4 -6 мес.> 7 -9 мес.> 10 - 12 мес.> Ребенок 0-3 лет> Ребенок 2-6 лет> Навыки общения,сон> Этапы нервно-псих.развития (Л.Р.Биттерлих)> 
 Нервн.-псих. развитие недонош. детей ( М.А.Бабадаглы, М.З.Лексина)>  Схема психомоторн.развития детей раннего возраста (Л.О.Бадалян с соавт.) >  
 
О раннем развитии и воспитании. Литература и интернет-ресурсы >    Детские развивающие центры >   Список по возрастной и педагогической литературе> 
 Советы родителям от известных педагогов>   Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей >  Что можно почитать детям, детские книги >
 Чем может помочь ребенок по дому
>  Что можно посмотреть в Харькове >   Интересные факты о Харькове > Специалисты Харькова> Далее>>



 

Уроки этикета и вежливости для детей
Источник:
Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей/ Е. Ф. Черенкова. — М.: РИПОЛ классик •. ДОМ. XXI век, 2010 —188 с.

Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит.
Антуан де Сент-Экзюпери
"Помимо высшего образования, нужно среднее разумение и хотя бы начальное воспитание"

 

Каждый взрослый приходит в свою теперешнюю жизнь из детства. От того, каким оно было, зависит наша сегодняшняя жизнь. От этого зависит и то, что мы сможем оставить в наследство нашим детям, как воспитаем их.
Именно в детстве, и более того - в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам, взрослым необходимо постоянно помнить. Как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка начинается прежде всего с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему огромному миру, который окружает нас и наших детей...

Роль мам, пап, бабушек и дедушек с каждым годом становится все сложнее и ответственней. Все более творческой становится работа каждого воспитателя. Ибо воспитатель - это всегда исследователь, мыслитель, экспериментатор, фантазер и выдумщик.
Вот какие мысли привели автора к решению написать эту книгу, которая поможет взрослым в воспитании детей.

Этикет

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе. Этикет - правила общения людей. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях -приемах, церемониях, переговорах.
Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Правила этикета очень разумны, они указывают самые удобные и экономные способы действия. Человек, с которым приятно общаться, более успешен в реализации своих возможностей.

Хорошие манеры

Ничто не ценится окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.
Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.
В обществе хорошими манерами считаются
- скромность и сдержанность человека,
- умение контролировать свои поступки,
- внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Дурными манерами принято считать
- привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях,
- развязность в жестикуляции и поведении,
- неряшливость в одежде,
- грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний,
- в неумении сдерживать свое раздражение,
- в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей,
- в бестактности,
- сквернословии,
- употреблении унизительных кличек, прозвищ.

Воспитываемые нравственные качества

1) Вежливость.
Прекрасное высказывание Сервантеса: "Ничего не стоит так дешево и не ценится гак дорого, как вежливость". Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к другим людям, с которыми человеку приходится встречаться. Благожелательность к людям - обязательная база, вежливости.
2) Речевой этикет и вежливость. Вежливость - это проявление уважения. Вежливость - это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И, конечно же, своевременное и уместное речевое проявление - речевой этикет - неотъемлемый компонент вежливости. Вежливые слова: "здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, доброе утро" и т.д. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим, иначе она перестает быть признаком нравственного поведения. Объяснять ребенку, как важно быть вежливым, доброжелательным к окружающим, проявлять знаки внимания. Как это приятно и ценится другими. Важно, чтобы любое проявление вежливости стало для ребенка хорошо осознанной необходимостью. Вежливость приобретает цену, если она проявляется по велению сердца.
3) Деликатность - сестра вежливости... Человек, наделенный этим свойством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Он не станет навязывать человеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуместные вопросы или проявлять излишнее любопытство. В его присутствии каждый чувствует себя естественно, просто, непринужденно. Никогда не делай человеку то, что не хотел бы, чтобы делали тебе. Не допускать детской бесцеремонности и навязчивости, объясняя, почему так нельзя.
4) Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных человеческих качеств - внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду.
Чуткость выражается в отношении человека к окружающим. Она проявляется в заботе о людях, умении прийти им на помощь. В семье родители должны учить детей проявлять это качество в делах ("Помоги бабушке"; "Поделись с братом, сестрой"), развивать умение сочувствовать ("Мама устала, не шуми, играй тихо").
Чувство такта является регулятором поступков человека. Такт помогает определить, когда вступить в разговор и когда промолчать, что можно и хорошо, а что недопустимо и плохо, как разрешить острую ситуацию, чтобы не обидеть человека, как доказательно отстоять свою позицию и в то же время не унизить, не оскорбить самолюбие других.
5) Скромность, с сохранением своего достоинства.
Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно
6) Общительность, не навязчивость и не подобострастие. B основе общительности лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим - непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях - истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском коллективе.
7) Дисциплинированность.
С первых дней прихода ребенка в детский сад у него воспитывают культурно-гигиенические навыки и навыки культуры поведения, регулирующие отношения детей друг с другом, с воспитателем и всеми сотрудниками дошкольного учреждения. Дисциплинированность, умение подчиняться определенным правилам - это залог бесконфликтного пребывания ребенка в детском саду, а затем и в школе. Надо хорошо помнить, что нормы поведения не требуют от вас: "делай только так, а не иначе". Подходить к ним разумно.

Типы воспитания

1) "Попустительский"
когда родители в общении с ребенком очень непоследовательны в проявлении чувств, спекулируют ласками и наградами, строя отношения на основе выгоды. Пытаясь воспитать практический подход к жизни (получение выгоды как один из принципов), родители тем самым стимулируют подхалимство и угодничество, то есть такой тип поведения ребенок и в будущем будет считает нормой. Ребенку предоставляется полная и бесконтрольная свобода действий. Одновременно с этим родители проявляют безразличие (в силу своей занятости или просто не придают значения) к детским потребностям и запросам. Пуская, с одной стороны, ребенка на "самотек", они не учат его рассуждать, мыслительная деятельность ребенка направлена больше на поиск разнообразных удовольствий, а также на разработку способов "выкрутиться" из ситуации и уйти от ответственности.
2) "Состязательный"
имеет своей основой безумную любовь родителей к своему дитю, при этом он возносится до ранга "суперличности". С ранних лет ребенка учат этикету и поведению в обществе. То есть огромное внимание родители уделяет внешнему виду, и никак не волнуются о человеческих качествах ребенка. Общаясь с ребенком как с взрослым, предъявляют к ребенку такие же требования, забывая, что это еще ребенок. Что касается деятельности и развития, то всегда следят за интеллектуальным развитием своего чада и приучают демонстрировать этот интеллект. Активная деятельность поощряется, а результатами всегда восторгаются, считая их выдающимися. К сожалению, ребенка часто захваливают, чрезмерно завышая его самооценку, что будет сопровождаться острыми и болезненными переживаниями при неудачах (а они есть у всех людей). Также родители не учат ребенка размышлять над сутью явлений, больше акцентируя внимание на том, что позиции нужно завоевывать и никогда не сдавать. Как уже упоминалось, что при таком стиле воспитания большое внимание уделяется формальному выполнению правил и норм этикета, но не объясняется, что это нужно для поддержания человеческих отношений. С самых ранних лет ребенок усваивает, что нужно уметь выделиться в обществе и чувствовать себя комфортно там.
3) "Рассудительный"
включает в себя наличие спокойных и ровных взаимоотношений между равными личностями — родителями и детьми. Достоинство ребенка никогда не принижается, а отношения в семье добрые и теплые. Ребенок уже с малых лет чувствует себя полноправным членом семьи и участвует в решении семейных проблем. Ребенку предоставляют полную свободу действий, уделяют внимание творческому развитию способностей, поощряют самостоятельность попыток осмыслить факты и личный опыт. Если ребенок проявляет к чему-то интерес и любознательность, то его поддерживают, отвечая на все волнующие вопросы, а не одергивают. Вообще родители склонны беседовать с ребенком и стимулировать активную деятельность в придумывании себе разнообразных игр и занятий. Удовлетворяют все потребности ребенка, но не балуют его. Что касается поведения и поступков ребенка, то все проступки родители обсуждают, чтобы понять мотивы, и чтобы ребенок мог сделать выводы, а не наказывают его за них. Такие дети быстро и легко овладевают нормами человеческих взаимоотношений и стараются не причинять вред другим, так как у них уже в какой-то степени сформированы нравственные качества.
4) "Вседозволенность"
Существует тип семейного воспитания, при котором родители проявляют полную покорность своему ребенку и выполняют все его желания, боясь, что он начнет капризничать. Для ребенка готовы на все и просто не чают в нем души, при этом, очень беспокоятся о нем и боятся за его судьбу, поэтому и не спускают с него глаз вплоть до подросткового возраста. Повышенное внимание и опека проявляются и в том, что ребенку не дают действовать самостоятельно, лишают его активности, превращая в зрителя. Сами же всячески развлекают ребенка и балуют его. Как следствие недостаточной самостоятельности у ребенка может наблюдаться задержка развития абстрактного мышления, сохраняется потребность в действиях с предметами, что влияет и на общее развитие ребенка, требуя обучающей коррекции. Родители воспитывают ребенка в рамках полной вседозволенности, поэтому он и безразличен к принципам нравственности и морали. Характерным является поведение в зависимости от группы, в которой находится в данный момент, и ситуативная мораль. В общем, ребенок имеет эгоистическую направленность, которая дальше будет в нем укореняться. Понятно, что наказание за проступки в такой семье отсутствует, какие бы они ни были. Наоборот, родители могут испытывать чувство вины, если они не в состоянии удовлетворить какую-то потребность ребенка, в дальнейшем, повзрослев, он будет спекулировать этим, манипулируя родителями. В плане общения с окружающими людьми родители склонны контактировать только с теми, кто может быть чем-то полезен. Ребенку выбирают друзей сами, и ревнуют к самостоятельным выборам, до последнего пытаются контролировать систему взаимоотношений с окружающими. Как последствие такого стиля воспитания, у человека формируется инфантильный тип личности. Этот человек плохо ориентируется в жизни, не всегда в состоянии принять самостоятельное решение, а над теми, которые принимает, не совсем задумывается. Это эгоцентрист до мозга костей без особых принципов и морали, В решении проблемных ситуаций надеется на помощь со стороны. Проявляет незрелость эмоций и инфантильность до седых волос.
5) "Контролирующий"
Контролирующий стиль воспитания подразумевает постоянное направление ребенка по правильному пути, по мнению родителей. В обращении с ребенком проявляют жесткость, не показывая любви (чтобы не избаловать), требуют многое, завышая планку. Не имея элементарных знаний о детской психике, такие родители постоянно практикуют различные воспитательные системы, а ребенок выступает в роли подопытного кролика. Свобода детей из таких семей ограничивается, при этом выход за рамки предписаний строго контролируется родителями. Особенностью этого типа воспитания является педантичность родителей в некоторых вопросах, например в выполнении режима дня. В результате у детёй развивается суетное мышление, они быстро схватывают информацию и хорошо ее запоминают, а вот воспроизводят плохо, так как боятся ошибиться и быть наказанными за это. Дети растут тревожными, а постоянные запреты вызывают протесты. Постоянно пытаясь уличить своего ребенка в неблаговидных поступках, родители формируют в нем неуверенность в себе, поскольку сами родители чрезмерно обеспокоены правильностью его развития. В конечном итоге дети просто не понимают, как надо себя вести, поскольку родители недовольны в любом случае. Тогда все поступки принимают защитную окраску. Семейными приоритетами пользуется наказание, а не поощрение, с использованием приказного тона. Родители скупы на ласку, поддержку и похвалу, а свою жестокость по отношению к ребенку склонны оправдывать. Получается, что родители добиваются сиюминутного успеха в воспитании, а не развитых норм поведения. Почему-то такие родители считают, что ребенок мешает окружающим людям, тогда они оправдываются и извиняются за него. Одновременно они проявляют агрессию, придирчивость и критику тех, кто неправильно ведет себя по отношению к их чаду. Такие методы воспитания приводят к тому, что у человека формируется тревожный тип личности. Такие люди склонны к интроверсии, которая основывается на низкой самооценке и неуверенности в себе. Не вступают в конфликты, не всегда адекватно воспринимают отношение окружающих к себе, преувеличивая его негативность. Не позавидуешь таким людям, поскольку вообще возникает вопрос: "А умеют ли они жить полноценной жизнью и радоваться ей?"
6) "Сдержанный"
Последний стиль семейного воспитания, которому хотелось бы уделить внимание, встречается довольно часто. В этом варианте ребенка любят, но никогда не балуют. Все невзгоды родители переносят сами, не посвящая ребенка в семейные проблемы, как бы берегут его от перегрузок, ну а ребенок впитывает образцы семейного поведения. Характерным является то, что ребенок предоставлен сам себе, потому что родители постоянно заняты, потому то и игры у ребенка - это имитация взрослой деятельности. Да и игрушек у ребенка мало. Дети постоянно стремятся помочь своим родителям и не развиваются творчески. Вследствие того, что с малых лет ребенок наблюдает за окружающими, то у него проявляется высокая организованность как в физической, так и в умственной деятельности. Склонен осмысливать все самостоятельно. Нравственные нормы у детей из таких семей формируются через доброжелательные отношения, родители не читают нотаций, а могут пристыдить или раскритиковать, больше стремясь показывать примеры своим поведением. Поэтому ни наказания, ни поощрения не применяются. Если родители имеют свободное время, то они уделяют его ребенку, но потребности удовлетворяют исходя из своих возможностей. Отношения с окружающими у такой семьи благоприятные, всегда рады друзьям и знакомым, не отказывая им в помощи. Вообще человеческие отношения считают самой большой ценностью, просто благодарны окружающим и ничего не ждут от них взамен. В такой семье вырастают дети с интровертивным типом личности. А это значит, что они живут в своем мире, куда допускают не каждого. В целом, это достаточно добрые и общительные люди, иногда про них говорят "себе на уме".
В чистом виде описанные стили семейного воспитания встречаются не так часто, но и не редко, просто это не всегда разглядишь. Зато всегда очень хорошо видны последствия воспитания, взгляды на жизнь, на людей, на себя, приоритеты и установки — все, что закладывали родители на протяжении всего воспитательного процесса, руководствуясь своими принципами и мотивами. И не надо задавать вопрос: "И в кого же ты такой пошел?", поскольку ответ очевиден, но родители не всегда отдают себе отчет в этом.

Отдельные высказывания на тему

- Учить поступать хорошо не ради похвалы, а потому, что иначе не может быть
- Поведение ребенка – результат воспитания. Ребенок учится вежливости, подражая родителям, которые демонстрируют ее... Важно, чтобы вежливость стала для ребенка осознанной необходимостью, проявлялась по велению сердца.
- Как часто приходится краснеть за поведение детей повзрослевших, но так и не научившихся вести себя, как требуют того обстоятельства. Причина? Не знают элементарных законов общежития, не умеют отличить непринужденность от развязности, не знакомы с существующим этикетом. У некоторой части молодежи сложилось неправильное представление: красивые манеры, любые проявления воспитанности - уступить место, пропустить вперед себя в дверях человека, старшего по возрасту, извиниться за допущенную оплошность и прочее - "пережиток". Считается, что главное достоинство человека - в его внутреннем содержании. Можно ли представить себе воспитанным того, кто хотя образован, начитан, но в общении с людьми развязан и груб, игнорирует правила приличия? Такой человек производит впечатление нравственно неполноценного.
- "Помимо высшего образования, нужно среднее разумение и хотя бы начальное воспитание"
- Вежливые, воспитанные дети всегда выделяются из толпы сверстников. На них обращают больше внимания, ими восхищаются, они умиляют и способны растопить сердце даже самого строгого взрослого. Более того, во взрослую жизнь они входят, зная, что могут справиться даже с самыми сложными ситуациями, используя хорошо знакомые им вежливость, воспитанность и такт. Согласно исследованиям психологов, они оптимистично смотрят на жизнь, пользуются популярностью и умеют с легкостью заводить друзей и приятелей, поскольку каждому приятно общаться с воспитанным и понимающим человеком. И это дает им дополнительные шансы в жизни. А поскольку воспитанные дети приучены уважать и понимать чувства и желания окружающих, они становятся еще и прекрасными членами семьи и родственниками.

Обучение этикету

- приучаем к аккуратности. Первые навыки за столом. Этикет через игру
- научить трудиться.

Уже в 3 - 4 года мальчик и девочка прекрасно замечают: всегда ли помогает папа снять пальто пришедшей в дом бабушке, как тщательно мама приводит в порядок детскую комнату Малыш видит то, как торопится по вечерам мама, стараясь успеть приготовить ужин, постирать, погладить. И как папа в это же время читает газету или "болеет" перед телевизором. И десятки других, привычных нам и потому давным-давно не замечаемых нами мелких домашних событий наш маленький ребенок каждодневно, каждочасно наматывает себе на ус, вбирает своей цепкой памятью.

Наш 4 - 7-летний малыш обязательно должен иметь свои домашние дела: протереть пыль, помочь бабушке убрать на кухне, вымыть посуду, насыпать корм в кормушку за окном, полить цветы, вычистить свою обувь, сходить в магазин за хлебом, привести в порядок книги и игрушки Для того чтобы домашние обязанности сделались привычными для ребенка, разумно отвести для них постоянное время в режиме дня. И следует совершенно серьезно и достаточно требовательно относиться к проделанной малышом домашней работе. Нам, уважаемые мамы и папы, видимо, не должно забывать вежливо поблагодарить нашего мальчика или девочку за хорошо и старательно сделанное дело. И обязательно высказать ему замечание и, более того, потребовать, чтобы небрежно и лениво выполненная работа была им переделана заново. Тогда ребенок тоже начнет относиться к своим домашним, а позднее и ко всем прочим и своим обязанностям вполне серьезно и ответственно.

- правила поведения в коллективе

В три-четыре года ребенку доступны некоторые несложные формы организованного поведения - не разговаривать гром ко, не толкать прохожих. Дети этого возраста могут дружно играть со сверстником, способны поделиться игрушкой, проявить заботу. Пятилетние дети могут оценивать свои и чужие поступки, поэтому особенно важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении: "Я вел себя хорошо"; "Своим поступком я огорчил бабушку". Он испытывает стыд за то, что плохо себя вел, за то, что обидел товарища или подвел маму, не выполнив своего обещания, и т. д. Пятилетние дети тянутся к совместной деятельности со сверстниками, участвуют в общем замысле игры и подчиняются ее правилам. Основой таких отношений являются общительность, умение сопереживать способность оказать помощь. Таким образом, любое наше действие, любой наш, родительский поступок должен иметь глубокую воспитательскую направленность. Мы не имеем права никогда, ни на минуту терять чувства своей родительской ответственности перед детьми. Даже в мелочах.
Взрослые не должны допускать проявления ребенком таких качеств, как назойливость, развязность, бесцеремонность, дерзость, жадность, потребительство, леность, лживость, эгоизм, тщеславие, тормозящих его нравственное развитие.
К семи годам у детей проявляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период особенно важно формировать у них критическое отношение к тому, что не дозволено, использовать ситуации, когда ребенок может дать оценку собственным действиям, Полезно, чтобы взрослые побуждали ребенка оценивать тот или иной его поступок: "Кому ты помогал сегодня в детском саду?"; "Как ты думаешь поступить в этом случае? Почему?";"Как бы ты поступил на месте этого мальчика?"; Что сказал бы папа о твоем поступке?". Старший дошкольник способен руководствоваться в своих действиях такими мотивами, как: "Мама будет недовольна. Значит, это нельзя"; "Не могу, папа не разрешит"; "Хотелось бы, но за это не хвалят". В период старшего дошкольного детства, когда понятия "можно" и "нельзя", "хорошо" и "плохо" воспринимаются уже осмысленно, необходимо добиваться, чтобы ребенок придерживался основных правил поведения как в присутствии взрослых, так и в их отсутствие. Это важно потому, что в скором времени дети поступят в школу, где от них потребуется большая самостоятельность со взрослыми и сверстниками на уроках и в повседневной жизни. Какими нравственными установками он будет при этом руководствоваться, зависит от его воспитанности. В этот период у детей формируют ответственность за собственное поведение, организованность, чувство товарищества, доброжелательность, общительность.
Старшие дошкольники при целенаправленном воспитании приобретают прочные навыки вежливости: приветливо здороваются и прощаются со всеми взрослыми и сверстниками, без напоминания взрослого называют заведующего детским садом воспитателей, няню, знакомых, соседей, родственников по имени и отчеству. Педагог и родители закрепляют у детей умение выслушивать взрослого внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу (при необходимости предложить свою помощь). Эти элементы этикета в отношениях с окружающими свободно постигают старшие дошкольники. Их приучают дружить с товарищами, с уважением относиться к труду и отдыху старших, проявлять заботу о маленьких, оказывая помощь в раздевании и одевании, развлекая игрушкой малыша.
Правила, регулирующие общение детей, заметно возрастают. Детей приучают справедливо разрешать споры и разногласия, дружелюбно напоминать сверстнику правила поведения., самому отвечать за ошибки, не перекладывая свою вину на других, постепенно подводят к умению выполнять правила поведения в отсутствие взрослых
В этот период детей учат культуре поведения в общественных местах: вести себя сдержанно, не привлекая к себе внимания посторонних, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту, уступать место старшим. Большое внимание уделяется воспитанию у детей культуры речи: умению отвечать на вопросы полным ответом, с хорошей дикцией и ясным произношением, задавать вопросы, четко формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращения; вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу. Детей обучают разговаривать приветливо, в доброжелательном тоне, первыми здороваться со знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, за помощь или заботу; проявлять внимание и предупредительность к пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придержать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.). Им прививают умение вести себя в общественных местах, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, при необходимости уступать место взрослым.
На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить все необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.
Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело пока не убедится, что все необходимое приготовлено.

- бережное отношение к книге (формировать)

Советы родителям

1) Позитивное словесное общение: не жалейте добрых слов
2) Позитивное бессловесное общение (улыбка, доброе выражение лица и т.д.)
3) Любить своего ребенка
4) Играйте вместе
5) Сводите критику к минимуму
6) Слушайте внимательно

Комплекс занятий на тему «Этикет для детей»
(тематика занятий)

1) Знакомство
2) Поведение за столом
3) У тебя в гостях подруга (друг)
4) Прощание перед сном
5) Утреннее приветствие
6) Об уступчивости
7) Вежливая просьба
8) Поведение в общественном транспорте
9) Утешение
10) Разговор с незнакомым на улице
11) Обращение к взрослому человеку
12) Вежливый разговор по телефону
13) Поздравления и пожелания

Заключение

Какой-то мудрый человек сказал: "Педагогика - это не наука, а состояние души". Тут можно только добавить; "прекрасное состояние души". Жизнь родителя-воспитателя, родителя-педагога заполнена трудом и счастьем. Счастьем творца, созидающего самое дорогое на Земле — души детей! И если вдруг в чьем-либо сердце нет этого естественного ощущения счастья, — значит, что-то делаем мы не так, неверно. И следует пересмотреть собственное наше поведение. Наше отношение к детям. Стоит над многим в жизни задуматься. Многое в собственном поведении, в собственном нашем отношении к окружающему миру изменить.
Ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах, никогда не имеем права перекладывать наши неудачи, наше родительское и педагогическое неумение на малышей. Наказывая ребенка, родитель, прежде всего всегда расписывается в предыдущих своих педагогических ошибках и неудачах, в своей воспитательной неумелости. Кто дал нам, взрослым, право унижать ребенка - особенно маленького - грубым окриком и тем более физическим наказанием? Маленькая дочка или сын в этом случае совсем беззащитны перед нами. В какой же неприглядной роли выступаем мы, взрослые, поднимающие руку или оскорбляющие словом человеческое достоинство незащищенных детей?!
Это дивное диво - вера маленьких детей в нас, взрослых. Безусловная их вера в нашу доброту, в нашу родительскую справедливость, мудрость и любовь. Эта вера должна поднимать нас, взрослых, над самими собой, над нашими слабостями и недостатками.
Потому и сами мы должны относиться к нашим детям доверчиво и доброжелательно.
При всей требовательности к малышу не будем скупы на ласку к нему. И сама наша требовательность должна быть доброжелательной. Малыш должен чувствовать и видеть то, что взрослые родители верят ему. Доверие взрослых придаст ребенку уверенность в своих возможностях, вызывает ответное желание помогать взрослым.
Родители должны терпеливо учить малыша тому, чего он еще не умеет. Не раздражаясь и не упрекая его за первые неудачи. Ребенок должен развиваться в атмосфере радости и родительской заботы. Ибо только в такой атмосфере он растет оптимистом, уверенным в своих силах. Растет доброжелательно настроенным ко всем людям человеком. Такая атмосфера побуждает малыша к активной, деятельности.
Не только мы воспитываем наших детей. Но и они воспитывают нас, не давая нам успокоиться и разлениться, помогая сохранить остроту и свежесть мироощущения, постоянно ставя перед нами новые сложные вопросы.
Дети - оценка нашей жизни. Ее смысл и продолжение. На протяжении многих столетий родители не могут понять одну простую вещь, что в итоге от ребенка они получают то, что в него вкладывают. Казалось бы, вкладывают в него всю любовь, а отдачи никакой, или наоборот, вроде бы и особо не опекали, а получился благодарный ребенок, почему так? На все есть свое объяснение, если родители в состоянии принять его. так как это подразумевает принятие своих ошибок и просчетов в воспитании. Есть свои закономерности, которые просматриваются при анализе стилей воспитания в семье (хотя родители даже могут и не знать, что их воспитание уже имеет свое название), и проявляются в личностных особенностях уже взрослого человека.
Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. И этого мы достигаем лишь в том случае, когда сам процесс воспитания будет добрым, умным, здоровым и счастливым. Этого мы, видимо, достигнем тогда, когда поймем, какой это хрупкий и нежный и одновременно податливый механизм - живая детская душа.
Когда мы научимся мудро и деликатно оценивать детские поступки? А может быть, когда гораздо больше, чем до сей поры, доверимся самой природе, которая вместе с нами естественно творит не только тело, но и душу малыша Так ли уж она слепа, глуха и неразумна древняя и вечная наша мать?
Природа, коль будит в наших сыновьях и дочках их гениальное любопытство, их ярко-многоцветный взгляд на мир, причудливую фантазию и вечную детскую любовь и доверие всему живому на белом свете под желтым, будто на детском рисунке, солнышком!
Такое доверие не равнозначно безграмотному родительскому равнодушию... Оно сродни мудрому взгляду человека, который творит, не ломая, не уничтожая природу, а изучая и учитывая вечные ее законы и их развитие.
Именно эти законы уже подсказали нам то, что воспитывать ребенка следует не скучной моралью и деспотическим приказом, а собственным нашим постоянным положительным родительским примером и игрой. На это, видимо, и стоит обратить самое пристальное наше родительское внимание.
Сегодняшний родитель должен неустанно воспитывать самого себя. Воспитывать в себе человека мыслящего, гуманного, трудолюбивого, терпеливого и любящего. Постоянно повышать свою культуру. Свои знания. Умело использовать в процессе воспитания столь любимую ребенком игру. Играя, приучать малыша к труду, прививать ему навыки культуры, давать необходимую для детского ума новую информацию, учить малыша думать и оценивать свои поступки.
Все это нелегкие задачи, но мы надеемся, что эта книга поможет вам, дорогие родители, в нелегком труде - воспитании ребенка.

 

Оглавление 1-3 мес 4 -6 мес.> 7 -9 мес.> 10 - 12 мес.> Ребенок 0-3 лет> Ребенок 2-6 лет> Навыки общения,сон> Этапы нервно-псих.развития (Л.Р.Биттерлих)> 
 Нервн.-псих. развитие недонош. детей ( М.А.Бабадаглы, М.З.Лексина)>  Схема психомоторн.развития детей раннего возраста (Л.О.Бадалян с соавт.) >  
 
О раннем развитии и воспитании. Литература и интернет-ресурсы >    Детские развивающие центры >   Список по возрастной и педагогической литературе> 
 Советы родителям от известных педагогов>   Добрые слова. Уроки этикета и вежливости для детей >  Что можно почитать детям, детские книги >
 Чем может помочь ребенок по дому
>  Что можно посмотреть в Харькове >   Интересные факты о Харькове > Специалисты Харькова> Далее>>


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика