Детство/ детская неврология

Харьков-Здоровье
 


Ориентиры для родителей
Страничка Тимура

 

 Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. <Ребенок 0-3 лет <Ребенок 2-6 лет Навыки общения> Этапы нервно-псих. развития> Далее>>


Навыки общения от рождения до 3 лет

Источник: Жукова О. С., Балобанова В. П.
Малыш учится говорить. От рождения до трех лет. -М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007 

    Приведены таблицы, которые показывают, как среднестатистический российский ребенок осваивает некоторые навыки общения. Таблицы составлены по результатам исследования большого количества российских семей. Родителям предлагалось ответить на вопросы трех шкал-опросников: КID, RCDI  и МсАrturСDI. Данные для КID-шкалы получены в результате обследования 670 детей, для RCDI - 2200 детей, для МсАrtur СDI - 1160 детей.1

Для каждого навыка в таблице указан возраст в месяцах, когда его осваивает 50% и 85% детей (для RCDI приведены результаты отдельно по мальчикам и девочкам). Ваш ребенок может оказаться в числе оставшихся 50 или 15 % детей, которые пока отстают от более продвинутых сверстников. Не расстраивайтесь, ведь у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Приведенные данные не позволяют получить полное представление о развитии ребенка. Однако вы можете ориентироваться на них, чтобы узнать, когда ваш малыш может освоить тот или иной навык.КID - русская версия Кентской шкалы оценки развития младенцев 2-16 месяцев; RCDI  - адаптированная к условиям России шкала для оценки уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев. Используются специалистами в службах реабилитации детей раннего возраста.
-----------------------------------------------------------------------
1Выборка выполнена И. А. Чистович (Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства).

 

Общение
 

КID-шкала

50%

85%

Издает звуки, когда с ним говорят

<2

3

Пользуется голосом для выражения эмоций (не только плачет)

2

3

Пытается привлечь внимание взрослого лепетом и улыбкой

2

5

Приходит в возбуждение, радуется, когда взрослый берет на руки)

3

4

Узнает наиболее знакомых взрослых

3

4

Различно реагирует на посторонних людей и на знакомых

3

6

Улыбается, если взрослый делает смешную гримасу

4

8

Тянется к знакомому человеку

4

7

Громко хохочет, когда щекочут

5

7

Смеется, если взрослый делает смешную гримасу

5

9

Пытается привлечь внимание взрослого тем, что тянется к нему и протягивает руки

6

8

Реагирует на игру в прятки  («ку-ку»)

6

9

Имитирует ма-ма или да-да

7

9

Любит ронять игрушки, чтобы взрослый их подбирал

7

9

Плачет, когда отбирают игрушку

7

11

Хнычет или плачет, когда ругают

8

13

Сопротивляется, когда взрослый или ребенок пытаются отобрать игрушку

8

11

Обнимает маму и показывает свою любовь к ней

9

12

Хлопает в ладоши, когда просят

10

12

Указывает на предмет, который хочет

10

12

Пытается повторять слова

12

>15

Подражает выражению лица взрослого

12

>15

Качает головой в знак отрицания

13

>15

Целует взрослого, когда попросят

14

>15

Повторяет слова, когда просят

 14

>15

 

RCDI-шкала

Мальчики

Девочки

50%

85%

50%

85%

Просит еду или питье при помощи слов или звуков

< 15

15

< 15

< 15

Делает знакомые дела понарошку, например «разговаривает» по телефону

< 15

20

 < 15

19

Обычно делится игрушками или другими вещами

<15

 27

 < 15

21

Просит помочь, когда что-нибудь делает

16

23

15

 23

Играет с другими детьми, делает что-нибудь вместе с ними

16

33

16

29

Иногда говорит нет, когда пристают

19

29

17

25

Сочувствует другим детям, старается помочь и утешить их

23

40

19

33

Выражает жалобы словами

26

40

22

33

Здоровается, говоря привет или что-то подобное

27

40

24

39

 

Понимание речи

 

КID-шкала

50%

85%

Узнает материнский голос

2

5

Быстро поворачивает голову на знакомый голос

3

6

Реагирует, услышав свое имя

4

6

Поворачивается, услышав свое имя

4

7

Реагирует на «Иди ко мне», поднимая ручки

6

8

Останавливается, услышав свое имя

7

10

Останавливается, когда вы кричите: «Нельзя»

8

10

Останавливается, когда вы говорите: «Нельзя»

9

11

Выполняет простые указания, например: «Иди ко мне»

9

11

Распознает названия знакомых предметов

9

12

Понимает «пока-пока» («до свидания»)

10

12

 

RCDI-шкала

Мальчики

Девочки

50%

85%

50%

85%

Когда просят, показывает по крайней мере три части тела, такие как нос, рот, руки или ноги

<15

17

<15

<15

Понимает, что значит открой и закрой; выполняет указания с этими словами

<15

15

<15

15

Выполняет указания из двух частей, например: «Пойди к себе в комнату и принеси мне...»

<15

20

<15

18

Понимает значения по крайней мере трех слов, указывающих положение предметов, таких как в, на, под, у, возле

18

27

16

25

Понимает, что значит на и с; выполняет указания с этими словами

15

20

<15

18

Понимает, что значит вверх и вниз

18

28

17

25

Правильно отвечает да или нет на простые вопросы

21

29

19

26

Понимает, что такое один, и дает именно один предмет, когда просят

21

29

20

27

Понимает, что такое все: если просят дать все карандаши, дает действительно все

21

30

20

27

Правильно определяет по названию по крайней мере один цвет

21

34

21

29

Показывает или называет больший из двух предметов, когда попросят

23

36

23

33

 

Вокализации

 

КID-шкала

50%

85%

Произносит по крайней мере два разных звука

<3

<3

«Разговаривает» на своем языке (гулит)

<3

<3

Издает звуки то громкие, то тихие

<3

4

Многократно повторяет одни и те же звуки

3

5

Хохочет

3

6

Визжит

4

8

Произносит звуки, похожие на ма-ма, ба-ба, ла-ла

6

9

Произносит звуки ммм или ссс

6

10

Имитирует ма-ма или да-да

7

10

Подражает покашливанию, мычанию, цоканью, другим звукам

8

12

 

Жесты
Следует помнить, что не все жесты одинаково распространены.

 

МсАrtur СDI

50%

85%

Тянет руки вверх, когда хочет, чтобы его взяли на руки

6

9

Протягивает руку, чтобы показать, что он держит в руке

10

11

Протягивает руку и дает вам предмет, который он держит в руке

10

11

Указывает (рукой или: паньцем) на что-то интересное

10

12

Требует что-нибудь ему дать, протягивая руку и делая хватательный жест (раскрывая и закрывая ладонь)

10

22

Когда кто-нибудь уходит, самостоятельно машет рукой («до свидания»)

11

17

Чмокает губами, чтобы показать вкусно

14

-

Качает головой в смысле нет

14

21

Кивает головой в смысле да

17

-

Пожимает плечами, чтобы показать: больше нету, кончилось или пропало

17

-

Посылает воздушные поцелуи

20

-

 

Словарь

 

КID-шкала

50%

85%

Четко произносит одно слово

10

>15

Называет маму ма-ма (осмысленно)

11

>15

Отчетливо произносит три или четыре слова

13

>15

 

RCDI-шкала

Мальчики

Девочки

50%

85%

50%

85%

Говорит не менее двух слов помимо мама и папа

<15  

21

<15

18

Отвечает на вопросы типа: «Как говорит собачка? ...киска? ...уточка?»

16

25

 <15

21

Употребляет по крайней мере пять разных слов (не обязательно похожих на взрослые) для обозначения разных предметов

17

30

16

32

Употребляет не менее 10 слов

21

31

17

26

Называет несколько знакомых предметов в книжках с картинками

19

29

17

25

Если предмет не нравится, говорит о нем плохой, кака и т.п.

21

 31

19

28

Называет свое имя, по крайней мере когда спрашивают: «Как тебя зовут?»

26

39

20

28

Использует отрицание не в выражениях: не надо, не могу, не буду и т.п.

25

36

 22

31

Когда просят, называет по крайней мере пять частей тела, таких как глаза, нос, рот, руки, ноги

27 

37

22

33

Рассказывает, какое действие изображено на картинке (например, «Кошка ест»)

27

37

23

27

Употребляет не менее 20 слов

25  

40

23

30

Говорит о своих вещах мой, моя или мое

28  

38

23

32

Употребляет предложения из двух, трех или более слов

26  

36

23

29

Употребляет слова большой и маленький

27

37

23

32

Употребляет по крайней мере одно из следующих слов: я, ты, она, оно, мне, меня

26 

36

24

30

 

Игра

 

КID-шкала

50%

85%

Тянет предметы в рот

<3

4

Трясет погремушкой, если ее вложить в руку

3

5

Убирает тряпочку, если ею закрыть лицо

5

7

Бросает игрушки и смотрит, как они падают

6

8

Роняет и поднимает игрушки

7

8

Имитирует игру «Ладушки»

8

10

Играет в прятки («ку-ку»): прячет лицо за ладонями

9

12

С удовольствием открывает и закрывает крышку коробочки

10

12

Любит вынимать предметы из ящика (коробки) и класть их обратно

10

12

Катает мячик со взрослыми

10

12

Сжимает куклу или игрушку, чтобы они издали звук

10

13

Подражает знакомым действиям матери

10

13

Играет с куклами

10

14

 

МсАrtur СDI

50%

85%

Играет в пятнашки: убегает и догоняет

11

36

Прикладывает к уху телефонную трубку

11

15

«Читает» (открывает книгу, переворачивает страницы)

11

14

Возит игрушечную машину или коляску

12

14

Целует или обнимает куклу

13

17

Пишет карандашом или ручкой

13

19

Подметает веником или шваброй

14

19

Копает лолатой

14

25

Укладывает куклу в кровать

18

28

 

Книги Олеси Жуковой

Куда обратиться, если у малыша задержка речевого развития

  • САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УХА, ГОРЛА, НОСА И РЕЧИ
    (ДЕТСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА И РЕЧИ)

    198013, Санкт-Петербург,ул. Бронницкая, 9 тел.: (812) 316-50-12, 316-51-12

  • НОУПК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА»
    191104. Санкт-Петербург, ул. Чехова, 5, литер Д тел./факс: (812) 272-90-15 e-mail: postmaster@еii.ru

    Информацию о других организациях в Санкт-Петербурге, регионах России, а также в странах СНГ (Беларусь, Украина) вы найдете на сайте www.eii.ru

  • ИНСТИТУТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
    191905, Москва, Ул. Погодинская, 8, корп. 1, тел.: (095) 245-25-30, тел./факс: (095) 915-39-47

Полезная литература

  • Лешли Д. Работать с маленькими детьми: Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1991.

  • Цейтлин С. И. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2000.

  • Кольцова М. М. Ребенок учится говорить.- М.:Советская Россия, 1973.

  • Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

  • СилбергД. 125 развивающих игр для детей от 1 до 3 лет:Пер. с англ. - Минск: ПОПУРРИ, 2003.

  • Фельдчер Ш., Либерман С. 400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет: Пер. с англ. -СПб.: ПИТЕР, 1996.

  • О раннем развитии и воспитании. Литература и интернет-ресурсы

     

 

  Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. <Ребенок 0-3 лет <Ребенок 2-6 лет Навыки общения> Этапы нервно-псих. развития> Далее>>


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика