Детство/
детская неврология

 Харьков-Здоровье

Ориентиры для родителей. Ребенок от 0 до 3 лет
Страничка Леона


 Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. Ребенок 0-3 лет Ребенок 2-6 лет> Навыки общения> Этапы нервно-псих. развития> Далее>>



Ступеньки развития ребенка от 0 до 3 лет

Источник: Павлова Л. Н.
Полная энциклопедия. Развитие ребенка от рождения до трех лет. -
М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010.

В семье появился малыш. Помочь вам услышать и понять своего ребенка, создать условия для его нормального развития призвана эта книга. Ее первый раздел посвящен воспитанию младенца от рождения до года. Здесь вы найдете стройную систему требований и задач по ведущим линиям развития, а в конце каждого месяца подведете итоги - насколько успешно развивается малыш и чему он научился за этот период.
Возраст от года до трех лет - период раннего детства - трудный период для родителей. Как научиться общению с малышом на новом уровне, разумно и тактично управлять его поведением, заложить основы будущих способностей, сформировать полезные навыки и привычки? На страницах книги ответы на эти и другие вопросы.

Ребенок растет, меняются воспитательные средства и задачи, поэтому для каждого возрастного периода представлены развивающие игры-занятия.


Триумф первого года

Пройдены двенадцать ступеней младенческого детства. «Милый ребенок, сколько же счастья ты подарил нам, взрослым, за первый год своей жизни. Ты научил нас быть терпеливыми, мудрыми, милосердными... Как же мы жили без тебя, дитя, до твоего рождения?» - невольно думаете вы.
Беспомощный несмышленыш, который мог только своим криком взывать к состраданию, превратился в активного, подвижного, говорящего, любопытного малыша, имеющего свои интересы в окружающем мире. И мы отчетливо начинаем понимать: не хлебом единым живет этот крохотный человечек. Познание окружающего составляет суть его душевного, эмоционального и духовно-познавательного существования: открывая глазки каждое утро, дитя готово к новым свершениям... Ребенок упорно завоевывает все новые и новые высоты. Малыш не умеет жить по-другому, его активность в поиске неизведанного и освоении окружающего не имеет границ. Она направлена, прежде всего, на вас, потому что кроха не может осуществить ее без вашего участия.

И пожалуй, самое главное, ребенок научился любить этот мир и вас. Он любит вас!
Да, да! Любит нежно и трогательно. Дитя не отделяет себя от мамы, от взрослого, ухаживающего за ним. Поэтому малыш скучает, если не видит вас.
Задумаемся, за что же малыш любит и почему так привязан к маме, папе, бабушке, дедушке? Дитя тяготеет к взрослому не только потому, что тот его кормит и поит. Необходимым человеком становится тот, кто «открывает» ребенку мир, кто заставляет удивляться, радостно переживать, смеяться, волноваться, а иногда плакать, настораживаясь при встрече с новизной окружающего. Проще говоря, тот, кто занимается и играет с малышом, уделяет ему больше внимания, но это не совсем так, хотя и бесспорно.

Приоритетным для малютки становится тот, кто ему более «созвучен», кто сохранил в себе самом черты детства, т.е. способен не только любить бескорыстно, но и как ребенок удивляться миру.
Период младенчества завершился.
Очень важно, с какими успехами в развитии сын или дочь подошли к концу этого периода. Несложный тест для проверки приобретенных умений вашего малыша можно провести на 15-16-й день после того, как ребенку исполнится 1 год. Он включает все ведущие линии развития, а оценка складывается из баллов. Показатели теста рассчитаны на среднестатистического ребенка. Но не относитесь слишком серьезно и строго к оценке своего малютки. Любой тест - лишь условность, которая до конца не раскрывает всю палитру возможностей, заложенных в ребенке. Если вам что-то не удалось, то не отчаивайтесь, все еще можно наверстать умелым подходом к малышу.


ТЕСТ.
Оценка развития ребенка одного года

Ситуация тестирования
Взрослый наблюдает за ребенком в периоды бодрствования, в моменты общения с малышом. Стремится приблизить тестовые ситуации к привычным условиям игрового взаимодействия с ребенком.
Цель. Составить представление об индивидуальных особенностях малыша, его предпочтениях, эмоциональных проявлениях, социальных контактах со взрослыми и детьми. А также о его познавательной активности, сенсорном развитии, уровне развития предметных действий (ознакомительной игры), речевых реакций и локомоций (двигательной
активности).

Оценка тестирования
Производится по четырем ведущим линиям развития.
Графа критерий оценки:
Колонка 1 - устойчивый навык 1 балл
Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Колонка 3 - навык отсутствует 0 баллов
Максимальная сумма баллов по каждой линии развития:
Познавательное развитие 10 баллов
Социальное развитие 6 баллов
Речевое развитие 6 баллов
Моторное развитие 3 балла
Максимальная оценка результатов тестирования 25 баллов.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Сенсорное воспитание и развитие действий с предметами

Критерий
оценки

1

2

3

1. Проявляет живой интерес к окружающим предметам и игрушкам.Подражая взрослому, использует их функционально правильно, т.е. машинку катает, куколку баюкает, собачку кормит и т.п.

     

2. Замечает новый предмет, игрушку, хорошо ориентируясь на ее цвет, форму или величину.

     

3. Успешно выполняет задания двигательного характера с дидактическими  игрушками: ставит кубик на кубик, опускает шарики в отверстия коробки, снимает и надевает на палочку колечки пирамидки, открывает матрешку, накладывает в миску цветные колечки, вынимает грибочки из панельки.

     

4. Способен перенести знакомые функциональные действия в новую ситуацию. Например, знает, как кормить куколку (подносит ко рту тарелочку), желает так же покормить мишку и т.п.

     

5. Может воздействовать предметом на предмет, например притянуть за веревку колокольчик и позвонить или потянуть за уголок салфетку и приблизить к себе зайку, мишку.

     

6. Находит куклу или мячик, закрытые простынкой, стягивая ее.

     

7. Способен 3-5 мин. заниматься с интересной игрушкой, не переключаясь на другие предметы.

     

8. Появляется любимая игрушка.

     

9. Активно откликается на предложение взрослого поиграть вместе.

     

10. Способен вслед за взрослым повторять его действия или движения,
т.е. овладевает «разученными» действиями по подражанию («ладуш-
ки», «прятки» и др.).

     

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Эмоциональное воспитание в процессе общения

Критерий
оценки

Общение со взрослым

1

2

3

1. Потребность в общении со взрослым ярко выражена (стремится быть рядом со взрослым; часто вступает в контакт).

     

2. Общение на эмоционально-личностном уровне. Понимает слово «нельзя» и правильно на него реагирует.

     

3. Контакт на уровне «делового» общения по поводу действий с пред-
метами.

     

Общение с детьми

1

2

3

4. Спокоен в детском сообществе (неконфликтен).

     

5. Положительно реагирует на других детей (проявляет к ним интерес, улыбается, отдает игрушку, смеется).

     

6. Способен играть «рядом», находясь в сообществе сверстников.

     

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Подготовительные этапы развития речи

Критерий
оценки

Понимание речи

1

2

3

1. Понимает обращение по имени.

     

2. Выполняет отдельные поручения по слову взрослого: «дай мне», «положи», «возьми» и т.п.

     

3. Понимает названия многих окружающих предметов и действий с ними: «будем умываться - возьмем мыло»; «будем кушать - возьмем ложку» и т.п.

     

Этапы активной речи

1

2

3

4. Вокализирует, пользуется мимикой, жестом.

     

5. Легко подражает новым слогам, повторяя их за взрослым.

     

6. Использует лепетную речь: активный словарь - 6-10 слов (мама, папа, баба, дай, бай-бай, топ-топ).

     

МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие общих движений

Критерий
оценки

1

2

3

1. Хорошо ориентируется в пространстве. Ползает быстро и в разных направлениях, время от времени встает у опоры.

     

2. Переходит от ползания к вертикальному перемещению: встает на ножки и переходит от опоры к опоре.

     

3. Может пройти не присаживаясь несколько шагов самостоятельно.

     

 

От 1 года до 2 лет

На втором году жизни ребенок вступает в период раннего детства. Со сменой периодов меняется значимость факторов, заметно влияющих на физическое и психическое развитие детей. На первом году жизни ребенка основные факторы воздействия на его здоровье - это факторы биологического генеза (наследственность). На втором году жизни происходит постепенный перекрест биологического и социального генеза, а с полутора до трех лет преобладают факторы социального генеза. Таким образом, для психофизического благополучия ребенка второго-третьего года жизни решающими являются социальные условия жизни: общение, обучение, организация жизни в целом, развивающее влияние окружающей среды - все то, что можно назвать культурой воспитания.
Социализация, или социальное развитие, - процесс вхождения в культуру и общество, через который проходят все дети, с помощью взрослого усваивая нормы и правила поведения, овладевая определенными умениями и социальными навыками, культурой своего народа.
На втором году жизни малыш уже многое умеет: делает первые самостоятельные шаги к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее; пьет из чашки и ест ложкой; разбрасывает и нанизывает на стержень кольца и т.п. Все эти практические действия ведут к получению определенного видимого результата. Первое полугодие второго года жизни отличается нарастанием двигательных умений маленького ребенка. Он подражает взрослому, овладевая способами действий с предметами.
Наряду с этим развиваются и действия внутренние, психические: восприятие и память, мышление и речь, элементы анализа и синтеза. Ребенок учится устанавливать внутренние связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо   признакам, например из различных геометрических тел выбирает кубики для постройки домика для матрешки.
Постепенно ребенку становятся доступны социальные связи, действия человека, направленные на обеспечение его физического и эмоционального благополучия. Например, матрешка «спряталась» в домик, потому что ее испугала собачка. Теперь собачка не сможет ее укусить.
Малыш овладевает функциональными действиями с предметами (шапка надевается на голову, носочки - на ноги, ложка нужна для того, чтобы есть, чашка - чтобы пить, и т.п.), обеспечивая определенные виды человеческой деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная и т.п.). Все эти навыки и умения не приходят сами собой, они усваиваются в процессе подражания действиям взрослого.
В чем особенности поведения ребенка второго года жизни? Считается, что это наиболее трудный период для родителей малыша. Порой взрослому даже не приходит в голову то, что ребенок может «выкинуть» в следующую минуту. Он непредсказуем для не посвященных в тайны возраста. Родителям необходимо знать все нюансы педагогики второго года жизни ребенка, чтобы разумно, тактично, достойно управлять его поведением, выводя из нежелательных, а порой и опасных ситуаций. Малыши в этом возрасте эмоционально неустойчивы, способны от слез быстро переходить к смеху и наоборот. Они не контролируют свои порывы и не скрывают своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение, мудрость. И уж, конечно, никаких физических наказаний!
Вот почему второй год непростой период для родителей, особенно для тех, кто не владеет секретами воспитания и знаниями особенностей развития детей раннего возраста.
Дитя живет своими эмоциями; откликаясь на многообразие окружающего мира, осуществляет ориентировочно- исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство. У ребенка отсутствует волевое поведение, избирательность, преднамеренность действий, нет достаточного опыта, особенно в начале второго года. Он живет на своей маленькой планете, по своим законам, глубоким и чистым, сильно привязан к тем, кого любит, кому доверяет.

Особенности возрастных микропериодов социального развития ребенка второго года жизни

Ребенок в начале второго года жизни во многом сохраняет черты младенческого периода: он по-прежнему нуждается в помощи и внимании взрослого.
Переход от младенчества к раннему детству осуществляется постепенно, на протяжении всего второго года, по мере роста и развития малютки. Без помощи взрослого, без развивающего обучения, без организации активной деятельности малыша его психическое развитие может остаться на уровне младенчества.
За процессом развития ребенка следят по микропериодам - это система контроля за овладением соответствующими данному периоду умственными действиями, навыками и умениями. На втором году жизни это четыре этапа (триместра):
1 год - 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца - 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев - 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев - 2 года.
Для каждого триместра характерно появление новых качественных возможностей ребенка, поэтому каждый период имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если ребенок отстает на два-три триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития. В этой ситуации родителям необходимо искать причину такого состояния и устранять ее.

От 1 года до 1 года 3 месяцев.

Овладевая движениями, малыш познает пространство. Он учится взаимодействовать с окружающим миром: видя какой-либо предмет, идет к нему. Если это игрушка, он может взять ее уже из положения стоя, если это стульчик - садится и т.п. Он действует так же, как и взрослые, но забавно, по-детски.

От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев.

Научившись перемещаться в пространстве, овладев ходьбой, малыш убеждается в том, что он умеет делать: умеет ходить, брать предметы, игрушки и совершать действия с ними. Начинается этап бесконечных повторных действий. Проходит накопление сенсорного опыта, т.е. практическое ознакомление и познание качеств предметов с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания и т.п.).
Это длительный процесс, не разовый, поэтому дитя и повторяет одно и то же действие в разных ситуациях. Малыш осваивает мир, постепенно переводя сенсорную информацию в план представлений. Его неудержимо притягивают внешнее пространство и предметный мир. Не случайно предметная деятельность считается ведущей в этот период жизни ребенка.

От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев.

 Малыш не только совершенствует умения своих рук, но и овладевает более сложными навыками - орудийными действиями с предметами (палочкой придвигает мяч, сачком ловит рыбку и т.п.). Овладевая этими действиями, ребенок вступает в новый этап своего социального развития. Доказательством тому является овладение функциональными действиями с предметами: дитя прикладывает расческу к волосам, а ложку тянет ко рту; лопаточкой копает, а в ведерко насыпает песочек; из леечки поливает, т.е. использует каждый предмет функционально правильно, по назначению.
Этот этап социального развития связан с появлением самостоятельных навыков в элементарном самообслуживании (сам ест, сам пытается надеть обувь и т.п.).

От 1 года 9 месяцев до 2 лет.

Этот период суммирует все достижения предыдущих трех, выявляя у ребенка потребность перевести всю информацию об окружающем мире в речевой план. Дитя не только оттачивает свои навыки и умения, но еще и пытается рассказать о своих чувствах, впечатлениях (нравится или не нравится, хороший или плохой и т.п.). Малыш выстраивает цепочки социальных действий, появляются сюжетно-отобразительные игры, в которых он в действии с куклами отражает фрагменты собственной жизни.

Триумф второго года

«Сколько тебе лет? Покажи на пальчиках!» - весело спрашивает мама. Малыш задорно смотрит на нее, выбрасывает вперед средний и указательный пальчики. «Вот какие мы большие: нам два годика!» - ласково говорит мама, обнимая и целуя кроху. Перед ее взором встают картины прожитого года: вот дитя делает первые шаги, говорит первые слова. А теперь малыш отлично ходит, говорит предложениями, самостоятельно действует ложкой, узнает знакомые предметы на картинках. Налицо явные успехи ребенка. И это радостно!

Оглядываясь назад, скажем: это трудный период для взрослых, находящихся рядом с малюткой. Ребенок проявляет бурную радость познания распахнутого перед ним мира, у него нарастает самостоятельность в практических действиях, но отсутствие у него опыта и знаний о свойствах предметного мира и окружающего пространства вынуждает взрослых быть каждую секунду начеку, оберегая от травм, ушибов, внезапных падений и непредвиденных ситуаций. Иными словами, ни секунды покоя для родителей, за всем нужен глаз да глаз. Дитя не внемлет увещеваниям взрослых, неуправляемо со слова, поэтому отвлекающая педагогика в этот период более успешна, чем традиционная. Родительское терпение и мудрость, конечно, дали свои плоды, малыш приобрел за прошедший год что-то очень важное. Что? Ребенок учился быть человеком, учился жить в мире человеческих отношений, к нему пришло умение ориентироваться в окружающем мире и выстраивать свое поведение. Все эти умения еще очень несовершенны и прошли лишь путь начального становления.
Родители уже ознакомились с показателями развития ребенка двух лет. Вероятно, хотелось бы иметь не только описание возможностей малыша, но и возможность определения уровня его развития. С этой целью предлагается тест интегральных (обобщенных) показателей развития малыша двух лет, рассчитанный на среднестатистического ребенка. С его помощью родители смогут не только определить состояние дел, но и выделить слабое звено в развитии малыша

Еще раз подчеркнем, что ни один тест не может считаться совершенным, потому что не учитывает до конца индивидуальность конкретного ребенка, а лишь выявляет приблизительную картину его развития. Даже если что-то не удалось, вы наверстаете. Впереди возраст новых задач и свершений, раннее детство продолжается, малыш только в начале пути.

ТЕСТ. Интегральные показатели развития ребенка двух лет

Оценка тестирования
Производится по пяти интегральным показателям развития ребенка.
Графа «Критерий оценки»:
Колонка 1 - устойчивый навык 1 балл
Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Колонка 3 - навык отсутствует 0 баллов
Максимальная сумма баллов по каждой линии развития:
Социальное и эмоциональное развитие в процессе общения 8 баллов
Действия с предметами как основа познавательного развития 9 баллов
Развитие речи и мышления 9 баллов
Символико-моделирующие виды деятельности 7 баллов
Психофизическое благополучие (здоровье):
психическое здоровье 9 баллов
физическое развитие 8 баллов
Максимальная оценка результатов тестирования 50 баллов.

 

СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Критерий
оценки

1

2

3

1. Эмоционально отзывчив, чувствителен к отношению взрослых к себе. Нуждается в эмоциональной поддержке и помощи.

 

 

 

2. Проявляет интерес к окружающему: безудержно любопытен.

 

 

 

3. Обнаруживает потребность в общении с окружающими. Общение выступает как необходимость эмоционального комфорта.

 

 

 

4. Умеет правильно реагировать на указания «можно» и «нельзя»: прекращает нежелательные действия в присутствии взрослого.

 

 

 

5. Импульсивен в своих желаниях, в ситуациях «хочу» или «не хочу», но способен быстро переключиться на другой объект при отвлекающем воздействии взрослого. Иногда откликается на его уговоры.

 

 

 

6. Умеет играть рядом, не вступая в конфликт со сверстником.

 

 

 

7. Проявляет интерес к другим детям. Может активно подражать им. Знает свое имя и имена товарищей.

 

 

 

8. Во многих ситуациях слово взрослого становится регулятором поведения.

 

 

 

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Критерий
оценки

1

2

3

1. Собирает самостоятельно двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка, бочонок) складывает и вкладывает в большую.

 

 

 

2. Выполняет задание на идентификацию предметов: «Дай такой же».

 

 

 

3. Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух деталей: «большой» - «маленький».

 

 

 

4. С помощью взрослого раскладывает кольца пирамидки по убывающей или возрастающей величине, а затем последовательно нанизывает на стержень.

 

 

 

5. Самостоятельно собирает пирамидку из двух-трех колец, заметно отличающихся размером.

 

 

 

6. С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных картинках и кубиках (из двух деталей).

 

 

 

7. Выполняет из двух-трех деталей по показу взрослого постройки из кубиков и кирпичиков: стульчик, стол, кроватка и т.п.

 

 

 

8. Самостоятельно вылавливает из воды (бассейна, таза) сачком игрушки: шарики, рыбки и т.п.

 

 

 

9. Умеет играть с песком. Самостоятельно делает куличики, используя разные формочки и совочек.

 

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

Критерий
оценки

Пассивная (понимаемая) речь

1

2

3

1. По указанию взрослого узнает и правильно показывает предметы и их части на картинках, т.е. соотносит изображение и реальный предмет.

 

 

 

2. Выполняет словесные поручения взрослого, состоящие из одного-двух последовательных действий («Возьми кубик и положи его в коробку» и т.п.).

 

 

 

3. Понимает короткое повествование о недавнем прошлом (куда ходили, что видели, кого встретили).

 

 

 

4. Знает свое имя. О себе отвечает в третьем лице. На вопрос: «Кто это сделал?» - отвечает: «Коля сделал».

 

 

 

5. Знает имена близких (баба Катя, мама Оля и др.), узнает их на фотографиях.

 

 

 

Активная речь

1

2

3

1. Активный словарь увеличивается и составляет примерно 200-500 слов.

 

 

 

2. Умеет строить простые предложения из двух-трех слов («Мама, дай-дай», «Коля топ-топ!», «Киса «мя-мя-мя»).

 

 

 

3. Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи.

 

 

 

4. Эмоционально реагирует на песенки и потешки. Запоминает, повторяет за взрослым. Слушает с интересом свои первые сказки.

 

 

 

СИМВОЛИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерий
оценки

Сюжетно-отобразительная игра

1

2

3

1. Не принимает на себя роль, например, мамы, но может копировать ее действия, движения, слова.

 

 

 

2. Разыгрывает с образными игрушками относительно развернутый и знакомый сюжет: кормит куклу, укладывает спать и др.

 

 

 

3. Выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой - например, заворачивает куклу и баюкает; привозит кубики на машине, строит из них и т. п.

 

 

 

4. Играет с игрушками, имитирующими куклу-ребенка (свинка в фартучке, мишутка в штанишках, зайка в платье и т.п.), так же как с куклой. Переносит знакомые сюжеты в новую игровую ситуацию.

 

 

 

Изобразительная деятельность

1

2

3

1. Рисует каракули, как случайные метки, оставляемые на бумаге карандашом или красками в зависимости от движения руки.

 

 

 

2. Действует карандашом или кистью при непосредственном участии взрослого и под его контролем. Вместе дают названия рисункам, исходя из ситуации (возникшего образа).

 

 

 

3. Пробует лепить из глины, пластилина: познает свойства материала (под контролем взрослого).

 

 

 

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (ЗДОРОВЬЕ)

Критерий
оценки

Психическое здоровье

1

2

3

1. Ребенок стремится к самостоятельности, говорит и демонстрирует: «Я сам!»

 

 

 

2. Преобладает уравновешенный эмоциональный тонус в течение дня

 

 

 

3. Спокойно относится ко всем режимным процессам, проводимым взрослым (кормление, сон, прогулка и т.п.).

 

 

 

4. Много двигается. Получает удовольствие от процесса выполнения действий с предметами (крутит волчок, ловит мяч и т.п.).

 

 

 

5. Имеет необходимые культурно-гигиенические навыки (самостоятельно ест первое и второе блюда; проявляет желание быть самостоятельным и в других режимных ситуациях).

 

 

 

6. Спокоен и радостен в коллективе сверстников (в детском саду)

 

 

 

7. Имеет глубокий сон

 

 

 

8. Активно бодрствует.

 

 

 

9. Контролирует свои физиологические потребности

 

 

 

Физическое развитие

1

2

3

1. Хорошо ходит во всех направлениях.

 

 

 

2. Пытается бегать в прямом направлении

 

 

 

3. Активно включается в парные игры со взрослым: катает мяч, кольца, шарики.

 

 

 

4. Бросает маленький мяч вдаль (одной рукой)

 

 

 

5. Подбрасывает мяч вверх двумя руками

 

 

 

6. Повторяет упражнения, выполняя их за взрослым (копирует)

 

 

 

7. Удерживает равновесие при ходьбе по ограниченной площади опоры (доске, дорожке).

 

 

 

8. Любит подвижные игры. С удовольствием играет в догонялки, прятки («ку-ку»), перебежки и другие подвижные игры.

 

 

 

 

От 2 до 3 лет

Кажется, только вчера малыш порадовал вас первой улыбкой, сделал первый шаг, сказал первое слово. А сегодня он вполне самостоятельный маленький человечек, который умеет думать, переживать, сочувствовать, сострадать, любить, жалеть, видеть прекрасное, ощущать радость познания, созидания и творчества.
За процессом развития ребенка по-прежнему следят по микропериодам. На третьем году жизни это два этапа: от 2 лет до 2 лет 6 месяцев и от 2 лет 6 месяцев до 3 лет. Было бы ошибкой считать, что третий год - более легкий период в развитии и воспитании ребенка, потому что он повзрослел, а следовательно, с ним легче договориться. Это период формирования личности. Малышу необходимо, чтобы с ним считались, как с равным. В нем зарождается потребность реализации своего «Я» в практической самостоятельности. Зарождаются чувства самолюбия, гордости за удачно выполненное поручение, желание показать себя достойным и умелым в глазах взрослого.
Этот год считается переходным этапом в развитии ребенка: к концу третьего года малыш становится младшим дошкольником. Однако в начале этого периода у него еще присутствуют все черты раннего детского возраста. Такими беспомощными и несамостоятельными дети могут оставаться и в три, и в четыре года, если взрослые вовремя не реализуют все возможности развития и воспитания.
Нельзя лишать ребенка посильной самостоятельности, делать все за него, подчеркивать каждый раз, что он еще очень мал, что у него все не так получается, сужать круг его общения со взрослыми и сверстниками. Нужно внимательно относиться к его познавательным интересам и пояснять все, что разворачивается перед его взором в окружающем мире и формирует его эмоции, постепенно переводить чувственный опыт в речь.
Чем же знаменателен третий год жизни? В это время происходит существенный перелом в отношениях с окружающими, обусловленный ростом активной деятельности малыша, имеющего собственные желания и намерения, которые могут не совпадать с намерениями взрослого. Очень многое зависит оттого, какой эмоциональный опыт ребенок приобрел на втором году жизни. Малыш привязан к маме (отцу, бабушке и т.д.) и воспринимает этого человека как образец поведения и отношения к окружающему. Вместе с тем и собственные возможности и достижения должны быть продемонстрированы взрослому, без одобрения которого они не представляют для ребенка особой значимости. Родителям необходимо научиться общению с малышом на новом уровне взаимоотношений: оставаясь примером для малютки, деликатно относиться к формированию его чувства собственного достоинства, признавать за ребенком право выбора, проявления интереса к тому или иному занятию. Нужно научиться ладить с ребенком, в каких-то случаях «идти за ним», давая как можно больше возможностей для самовыражения его активности и индивидуальности, постепенно поворачивая интерес крохи в полезное, с вашей точки зрения, русло. Так удастся избежать кризисной ситуации, характерной для трехлетних детей, или, по крайней мере, значительно смягчить возникающий кризис общения с ребенком.
В ходе предметной деятельности, игры, а затем и в появляющихся новых видах деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение, танец и др.) происходит дальнейшее развитие психических процессов восприятия, памяти, речи, мышления, формируются новые потребности и интересы.
Особенно заметны продвижения в мышлении, культуре общения, речевом развитии. Огромное значение приобретает удовлетворение потребностей малыша в познании, овладении бытовой, игровой, трудовой (элементы самообслуживания), художественной видами деятельности, а также развитие его интеллекта и способностей.
Третий год жизни ребенка особенно благоприятен для развивающей педагогики. Поэтому, если вы хотите приобщить ребенка  математике, музыке, пению, живописи, не упускайте времени сейчас, не забывайте, что основы будущих способностей закладываются именно в этом возрастном периоде.
Новым можно считать интенсивное развитие воображения, особенно во втором полугодии (от двух с половиной до трех лет). Это значит, что ребенок может действовать в воображаемой ситуации. Например, выполняя просьбу взрослого, может показать, как мышка тихо-тихо бегает на лапках (встает на цыпочки), как, переваливаясь с лапы на лапу, идет мишка-медведь, как зайчик скачет и шевелит ушками, и т.п.
С развитием воображения и памяти появляются продуктивные виды деятель ности: рисование (продукт - рисунок), лепка (продукт - поделка), конструирование (продукт - постройка), игра (ролевое поведение) и др. Продуктивные виды детской деятельности должны быть начаты именно на третьем году жизни ребенка. Они помогают развитию отражательной способности мозга, а следовательно, имеют прямое отношение к развитию умственной активности, формированию интеллекта.

Развитие речи.

На третьем году жизни внимание малыша пока неустойчиво, особенно в начале года, когда он еще обнаруживает черты двухлетнего ребенка. И все же малыш способен сосредоточиться на деятельности, которая для него интересна, неотрывно в течение 12-15 мин.
Значительно совершенствуется память. Ребенок не только помнит то, что было несколько часов назад, но и может рассказать, например, о том, как ходил с мамой и папой в зоопарк (в гости, в парк, в цирк и т.п.). Это значит, что совершенствуются процессы запоминания, а с развитием речи воспоминания могут быть вызваны уже с помощью слова.
Интенсивно нарастает активный словарь ребенка, а к трем годам его речь может состоять из 1200-1500 слов и более. Появляется умение строить фразу из трех-четырех слов. Формируется грамматический строй речи. Помимо простых предложений ребенок употребляет и сложные. Ему доступно понимание не только смысла отдельных высказываний взрослого, относящихся непосредственно к воспринимаемому событию, но и содержание коротких рассказов о том, что не находится в данный момент в его поле зрения. В этом возрасте ребенок очень чувствителен к поступкам (действиям) окружающих. Он пытливо вслушивается в диалог взрослых, переводя взгляд с одного на другого: ему интересны их рассуждения. Ребенок не только следит за разговором родителей, но и пытается понять ход их мыслей и умозаключения. Малыш постигает (на своем уровне) логику поступков и действий взрослых, можно сказать, учится жить. Вот почему в присутствии ребенка не должно быть семейных конфликтов. Он не должен становиться свидетелем бурных сцен и неблаговидных поступков взрослых. Родители для малыша по-прежнему образец для подражания и даже больше, потому что теперь ребенок имеет хоть и небольшой, но уже достаточный социальный опыт.
Именно поэтому теперь, в отличие от ранних периодов детства, когда безотказно действовал метод отвлечения в неже лательных ситуациях, вы должны все чаще использовать метод убеждения. Если воспитание построено правильно, ребенок откликается на ваши уговоры, становится управляемым со слова взрослого.

Кризис трехлетнего возраста.

 Малыш по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале и порицанию взрослого, очень привязан к близким, но проявляет интерес и к посторонним, если они вызывают у него симпатию. У ребенка возникает потребность в общении со сверстниками. И это не случайно, а потому, что сюжетно-ролевая игра требует участия партнера и малышу нужно взаимодействовать с детьми своего возраста.
Сюжетная игра в первой половине третьего года более развернута по содержанию, но, отображая действия близких людей (мамы, бабушки, отца), малыш пока не берет на себя ничьей роли. Во второй половине года он уже с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в своей игре жизненный опыт, выполняя в условном игровом плане действия взрослых, и может брать на себя определенную роль - роль мамы, доктора и др.
Кажется, все в воспитании хорошо продумано и потому просто. Так что же такое кризис трехлетнего возраста? Так ли он неизбежен?
В любом детском возрасте кризис возникает тогда, когда взрослые не умеют осуществить своевременный переход к новому типу отношений с ребенком. Они не обеспечивают смену одного ведущего вида деятельности другим, реально соответствующим его возрастающим потребностям. Если раньше эмоциональное общение с мамой было ведущей линией развития, то теперь малышу стал тесен мир его кроватки, манежа, и ему недостаточно только ласки мамы, он требует от нее деловой формы общения, ему стало необходимо ее соучастие в действиях с игрушками. Вовремя перевести малыша с эмоционального на деловое общение - необходимое условие его дальнейшего развития. Начинается новая эпоха в жизни ребенка: он начинает понимать свое «Я», требует, чтобы его самостоятельность замечали взрослые. Это период формирования не только основных черт характера, но и начало формирования личности.
Отсутствие удовлетворения стимула «Я сам!» является первой причиной возникновения проблем в отношениях со взрослыми. Это свидетельствует о неправильной линии воспитания, которое не учитывает важнейшего стимула ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию. Но кризис не случится или пройдет настолько гладко, что может быть не замечен, если взрослые правильно реализуют все задачи на этом возрастном этапе.

Психофизическое благополучие.

Что же необходимо принять во внимание для обеспечения ребенку психофизического благополучия на третьем году его жизни?
• С начала третьего года предоставьте ребенку посильную самостоятельность во всем, что он может выполнять без лишней опеки взрослого.
• Относитесь к самостоятельным действиям ребенка с полной серьезностью.
• Проявляйте терпение к становлению какого-либо навыка или умения (не торопитесь, дайте время на его отработку).
• Не допускайте негативных высказываний в адрес ребенка, стремящегося самостоятельно, пусть неумело, выполнить то или иное действие.
• Доверяйте ребенку, выражайте уверенность в том, что малыш справится с заданием и у него все получится.
• В процессе выполнения какого-либо действия поддерживайте и почаще хвалите ребенка.
• Дайте почувствовать малышу, что результат его действий вам небезразличен. Если малыш выполнил стоящую перед ним
задачу, необходимо это отметить, выразить радость; если у ребенка что-либо не получается, попытайтесь облегчить условия выполнения, помочь, если ребенку трудно, но добиться, чтобы он выполнил что-то сам хотя бы частично.
• Формируйте у малыша установку на преодоление трудностей, стремитесь приводить действия ребенка к положительному результату.
• По возможности исключайте из практики ситуации, в которых ребенок заранее выступает в роли неудачника.
• Старайтесь не завышать и не занижать самостоятельные возможности ребенка.
• Не хвалите ребенка по незаслуженному поводу. Похвала должна быть адекватна результату действия.
• Дайте положительную установку на будущее, даже если ребенку что-то не удалось (например: «Завтра все получится»),
• Продолжайте формировать интерес к играм, занятиям, показам, в которых ребенок получал бы образцы положительного
поведения.
• Не давайте слишком легких заданий, поручений, не требующих волевого усилия: ведите ребенка через преодоление посильных трудностей к положительному результату.
• Активизируйте малыша, побуждая к творчеству и самостоятельному применению имеющихся у него навыков, знаний.
• Формируйте у ребенка особый интерес к людям, их деятельности и действиям, к миру человеческих отношений.
• Не вторгайтесь в действия малыша внезапно, прерывая его игру (занятие) назойливыми указаниями.
• Относитесь к ребенку как к формирующейся личности.

Триумф третьего года


Вот и закончилось раннее детство. Как изменился малыш! Маленький человечек, владеющий всеми основными движениями, хорошо говорящий, рассуждающий и знающий очень многое, он по-прежнему эмоционален, игрив и подвижен, но уже умеет себя сдерживать, если это необходимо. В ребенке ярко просматриваются черты развивающейся личности.
В своих играх малыш отражает мир, в котором живет, он копирует поступки взрослых, воспитывающих его. Для дальнейшего развития и воспитания очень значима окружающая среда. Ребенок испытывает потребность в новой информации об окружающем мире, потребность в развивающих занятиях. Мир расширяет перед ним свои горизонты. Детское любопытство перешло в прекрасное качество - любознательность. Малыш быстро усваивает новое, если оно преподносится на уровне его возрастного восприятия. Обучаемость еще одно прекрасное качество, которое он приобрел в ранние годы. Малыш полюбил книги, у него появились любимые герои, он с удовольствием запоминает потешки, стихи, песенки.
Гуманные чувства ко всему живому, братьям нашим меньшим становятся чертой личности ребенка, если вы уделяли этому внимание.
Если вы учили ребенка видеть красоту окружающей природы, он не только эмоционально откликается на нее, но и выражает желание передать свои ощущения в творчестве - рисунке, лепке. Конструктивные способности проявляются не только в строительных играх, но и во всех видах деятельности (поделки из бумаги, природного материала и др.).
Готов ли малыш в физическом, умственном, нравственном и эстетическом развитии к новому периоду детства? Ответить на этот вопрос вам поможет оценочный тест по интегральным показателям развития ребенка трех лет. Тест рассчитан на среднестатистического ребенка.
Дети, занимающиеся по представленной в этой книге программе, могут значительно превышать показатели. Полное выполнение теста говорит о хорошей подготовленности ребенка, что является базовой основой для последующего развития.

ТЕСТ. Интегральные показатели развития ребенка трех лет

Оценка тестирования
Производится по пяти интегральным показателям развития ребенка.
Графа «Критерий оценки»:
Колонка 1 - устойчивый навык 1 балл
Колонка 2 - неустойчивый навык 0,5 балла
Колонка 3 - навык отсутствует 0 баллов
Максимальная сумма баллов по каждой линии развития:
Социальное и эмоциональное развитие в процессе общения 8 баллов
Действия с предметами как основа познавательного развития 9 баллов
Развитие речи и мышления 9 баллов
Символико-моделирующие виды деятельности 7 баллов
Психофизическое благополучие (здоровье):
психическое здоровье 9 баллов
физическое развитие 8 баллов
Максимальная оценка результатов тестирования 50 баллов.

 

СОЦИАЛЬНОЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

Критерий
оценки

1

2

3

1. Испытывает познавательный интерес к человеку (людям), к бытовой, трудовой, художественной, игровой деятельности взрослых.

 

 

 

2. Проявляет желание действовать вместе со взрослыми в роли помощника.

 

 

 

3. Имеет основные навыки культуры поведения в обществе и действует согласно им (здоровается, прощается, благодарит, спрашивает разрешения).

 

 

 

4. Соблюдает элементарную самостоятельность в самообслуживании (умывается, ест, пользуется горшком) при участии взрослого.

 

 

 

5. Способен проявлять симпатию не только к близким, но и к другим людям, нуждающимся в сочувствии и помощи.

 

 

 

6. Проявляет послушание взрослым, если понимает мотивацию их требований. Правильно реагирует на просьбы педагога в условиях детского сообщества.

 

 

 

7. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»).

 

 

 

8. В среде сверстников умеет устраивать свои дела, договариваться с другими детьми. Нуждается в контактах со сверстником в качестве партнера (ролевое поведение).

 

 

 

ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
КАК ОСНОВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Критерий
оценки

1

2

3

1. Группирует предметы по цвету (основные цвета), величине (сравнительной), форме (шар, куб, призма, цилиндр).

 

 

 

2. Умеет расположить предметы в порядке увеличения и уменьшения (большой - поменьше - маленький).

 

 

 

3. Выполняет задания с ориентировкой на два свойства одновременно (например: «Дай большой красный шарик, а теперь - маленький красный шарик!»).

 

 

 

4. Самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует другую игрушку, чтобы достать закатившийся мячик).

 

 

 

5. Выполняет несложное конструирование из кубиков, действуя по сюжету игрового замысла (домик для петушка, стульчик для матрешки).

 

 

 

6. Вкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм (доски «Сегена», «занимательная коробка» и др.)

 

 

 

7. Может найти предмет по картинке.

 

 

 

8. Находит по образцу и правильно называет предметы красного, зеленого, желтого цвета.

 

 

 

9. Ориентируется в семи цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Находит предметы этих цветов по образцу по просьбе взрослого.

 

 

 

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ

Критерии
оценки

Пассивная речь

1

2

3

1. Имеет большой словарь понимаемых слов (в 5-8 раз превышающий активный словарь).

 

 

 

2. Может с интересом, длительно слушать чтение или рассказы взрослого, не подкрепленные показами картинок, иллюстраций.

 

 

 

3. Проявляет интерес к сказкам. Демонстрирует запоминание путем включения в рассказ взрослого отдельных слов и действий.

 

 

 

4. Просит повторять любимые сказки, стихи, песенки.

 

 

 

Активная речь

1

2

3

5. Ребенок имеет достаточный активный словарь (называет предметы и их части, действия и качества предметов (машина, у машины колеса, руль, машина едет, гудит и т. п.).

 

 

 

6. Владеет грамматическими категориями разговорного языка. Составляя предложения, изменяет слова по родам, числам и падежам.

 

 

 

7. Способен вступать в диалог со взрослыми и сверстниками (обращается с просьбой, привлекает внимание вопросами и ждет на них ответа).

 

 

 

8. Говорит простыми, связными фразами. Может употреблять небольшие сложноподчиненные предложения (например: «Видел пожарную машину, когда шел в детский сад» и др.).

 

 

 

9. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Имеет до 1500 и более слов в своем активном словаре.

 

 

 

СИМВОЛИКО-МОДЕЛИРУЮЩИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Критерий
оценки

Сюжетно-ролевая игра

1

2

3

1. Сюжетно-отобразительная игра перешла в сюжетно-ролевую: копирует действия близких, выступает в роли мамы, папы, няни.

 

 

 

2. Берет на себя роль, отражая профессии людей в социуме.

 

 

 

3. Использует предметы-заместители (кормит куклу с палочки и др.).

 

 

 

4. Проявляет инициативу для подбора необходимых аксессуаров для игры, используя подручные средства и предметы быта (крышка от кастрюли - руль, деревянная ложка - телефон и т.п.).

 

 

 

5. Любит изображать животных. Старается передать их образы в жестах и движениях.

 

 

 

Изобразительная деятельность

1

2

3

6. Создает простейшие композиции из мазков, пятен, штрихов, линий Возникают простейшие изображения (домик в виде полукруга; машина - квадратик; линия - дорога и т.п.).

 

 

 

7. Владеет приемами лепки: раскатывание (колбаски), сплющивание (тарелочки, блины); круговые движения (яблочки, шарики и т.п.).

 

 

 

ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (ЗДОРОВЬЕ)

Критерий
оценки

Психическое здоровье

1

2

3

1. Преобладает уравновешенный тонус поведения в общении со взрослыми и детьми.

 

 

 

2. Понимает свое место в кругу сверстников и в семье: не только называет себя по имени, но и использует местоимение «я»

 

 

 

3. Правильно реагирует не только на слова «можно» и «нельзя», но и «надо».

 

 

 

4. Проявляет умение немного подождать, потерпеть (активное торможение).

 

 

 

5. Может заниматься, не отрываясь, до десяти и более минут.

 

 

 

6. Имеет глубокий сон и активное бодрствование.

 

 

 

7. Обладает хорошим аппетитом.

 

 

 

8. Контролирует физиологические отправления. Самостоятельно пользуется туалетом (под контролем взрослого).

 

 

 

9. Знает свои туалетные принадлежности (полотенца, расческа и др.) и место, где они должны храниться.

 

 

 

Физическое развитие

1

2

3

1. Владеет основными движениями (ходьба в разных направлениях, с перешагиванием).

 

 

 

2. Выполняет бег в разных направлениях и к цели.

 

 

 

3. Может непрерывно бегать в течение 30-40 сек.

 

 

 

4. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.

 

 

 

4. Выполняет прыжки на месте и с продвижением вперед.

 

 

 

5. Воспроизводит простые движения по показу взрослого.

 

 

 

6. Способен выполнять простые ритмические движения под музыку.

 

 

 

7. Любит подвижные игры. В игре выполняет имитационные движения, беря на себя роль зайчика, мышки и др.

 

 

 

8. Скатывается с горки на санках.

 

 

 

 

 Оглавление  < 1 -3 мес.  < 4 -6 мес. < 7 -9 мес. < 10 - 12 мес. Ребенок 0-3 лет Ребенок 2-6 лет> Навыки общения> Этапы нервно-псих. развития> Далее>>


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Как самому собрать компьютер supercomp.kiev.ua.