Ориентиры для родителей |
|
|
|
Показатели развития |
Возраст проявления реакции |
|||
у доношенных детей (мес) |
у недоношенных детей (мес) |
|||
до 1499 г |
1500-1999 г |
2000-2500 г |
||
Пытается поднять голову, лежа на животе |
К 1 мес |
3 - 4 |
2-3 |
2 - 1 |
Первая улыбка на разговор взрослого |
3 - 4 |
2-3 |
2 - 1 |
|
Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним игрушки |
К 2 мес |
4 - 5 |
3-4 |
2-3 |
Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой |
|
4 - 5 |
3-4 |
2-3 |
Длительно улыбается на разговор с ним |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Находясь в вертикальном положении, сосредотачивает свой взгляд на лице взрослого |
К 3 мес. |
5 - 6 |
4-5 |
3-4 |
В ответ на разговор с ним проявляет радость улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Случайно наталкивается на игрушку, висящую над грудью |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Долго лежит на животе, упираясь на предплечья, и хорошо удерживает голову |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Поддерживаемый вертикально, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
По звуку отыскивает невидимый объект |
К 4 мес. |
6 |
5,5 |
4,5 |
Во время бодрствования часто улыбается, издает звуки, выпрямляя и сгибая руки и ноги |
|
6 |
5,5 |
4,5 |
Громко смеется |
|
6 |
5,5 |
4,5 |
Подолгу рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки |
|
6 |
5,5 |
4,5 |
Отличает близких от чужих людей |
К 5 мес. |
6,5 |
6 |
5,5 |
Подолгу певуче гулит |
7,5 |
6 |
5,5 |
|
Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью |
|
6,5 |
6 |
5,5 |
Долго удерживает в руке погремушку |
|
6,5 |
6 |
5,5 |
Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на ладони выпрямленных рук |
|
7,5 |
6,5 |
6 |
Переворачивается со спины на живот |
|
7,5 |
6,5 |
6 |
Ровно и устойчиво стоит при вертикальной поддержке |
|
7,5 |
6,5 |
6 |
Произносит отдельные слоги |
К 6 мес. |
8 |
7,5 |
6 |
Свободно берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается |
|
7,5 |
7 |
6 |
Переворачивается с живота на спину |
|
8 |
7 |
6,5 |
Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая |
|
8,5 |
8 |
6 |
Хорошо ест с ложки |
|
7,5 |
6,5 |
6,5 |
Подолгу . |
К 7 мес |
9,5 |
8,5 |
8 |
На вопрос "где лампа?", "где часы?" находит взором предмет, неоднократно называемый и находящийся в определенном месте |
|
8,5 |
7,5 |
6,5 |
Играя погремушкой, стучит, размахивает ею |
|
10,5 |
9 |
8,5 |
Хорошо ползает |
|
11 |
10 |
9,5 |
Громко и повторно произносит различные слоги |
|
10 |
9 |
8,5 |
На вопрос "где?" находит знакомый предмет, независимо от его местоположения |
|
10 |
9 |
8,5 |
По просьбе взрослого выполняет заученные движения, например ладушки грушками занимается долго, рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку |
|
10 |
9 |
8,5 |
Настойчиво достает привлекшую его внимание игрушку, выполняя при этом различные движения |
К 8 мес. |
10 |
9 |
8,5 |
Сам садится и ложится |
|
11 |
10 |
9 |
Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и опускается |
|
11 |
10 |
9 |
Переступает вдоль барьера |
|
12 |
10,5 |
9,5 |
Ест кусочек хлеба, который сам держит в руке |
|
9,5 |
9 |
8 |
Пьет из чашки, которую держит взрослый |
|
10 |
9 |
8,5 |
Подражая взрослому, повторяет слоги, ранее им самим произносимые |
К 9 мес. |
12,5 |
11 |
10,5 |
На вопрос "где?" находит несколько предметов, независимо от их местоположения |
|
11,5 |
10,5 |
10 |
Выполняет некоторые движения по просьбе "дай ручку", "до свидания" |
|
11 |
10 |
9,5 |
С предметами занимается по-разному: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку |
|
11,5 |
10,5 |
9,5 |
Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы |
|
12,5 |
10 |
10 |
Хорошо пьет из чашки, сам придерживает ее |
|
11 |
10 |
9 |
Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги |
К 10 мес. |
13,5 |
12 |
11,5 |
По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку ("дай мяч", "дай лялю" и др.) |
|
13,5 |
11,5 |
11,5 |
Знает по имени нескольких взрослых и детей |
|
12 |
11 |
10,5 |
Отвечает на заигрывание "догоню-догоню", играет в прятки, ищет близких и сам натягивает на лицо пеленку, пытаясь спрятаться |
|
12 |
11 |
11 |
Действия с предметами, открывание-закрывание, вынимание-вкладывание приобретают характер устойчивых занятий |
|
12,5 |
11,5 |
12,5 |
Употребляет первые слова-обозначения (например, "кис-кис", "ав-ав" и др.) |
К 11 мес. |
14,5 |
13,5 |
12,5 |
На предложение взрослого "принеси лялю" ищет и приносит куклу, разные по внешнему виду предметы (находящиеся в поле зрения) |
|
13,5 |
12,5 |
12 |
Овладевает новыми разученными действиями с предметами, накладывает один предмет на другой, снимает, надевает кольца на стержень (свободно снимающиеся). |
К 11 мес. |
13 |
12 |
11,5 |
По предложению взрослого выполняет разнообразные разученные действия с предметами, например, "покачай лялю", "как ляля плачет", "покажи, где у киски глазки" |
|
13 |
12 |
11,5 |
Стоит самостоятельно |
|
13 |
11,5 |
11 |
Произносит около 10 слов: "Мама", "дай" и др. |
К 12 мес. |
16 |
15 |
14-13 |
Самостоятельно ходит |
|
15 |
14 |
13-12 |
Самостоятельно пьет из чашки |
|
16 |
14 |
13-12 |
1 Детские церебральные параличи/ Козявкин В. И., Бабадаглы М. А., Ткаченко С. К., Качмар О. А. - Львiв: Медицина свiту, 1999. |
![]() |
|