Любовь Нравственность Здоровье

Харьков-Здоровье
|
|
Нервн.-псих. развитие недонош. детей, М.А.Бабадаглы, М.З.Лексина. Ориентиры для родителей
 |
Этапы
развития моторных
и психоречевых функций
детей раннего возраста
(Козявкин В.
И., Бабадаглы М. А.,
Ткаченко С. К., Качмар О. А., 1999 г.)1
|
Нервно-психическое развитие
недоношенных детей
(по Лексиной М. 3., 1969)
|
Показатели развития |
Возраст проявления реакции |
у доношенных детей
(мес)
|
у недоношенных детей
(мес) |
до 1499 г |
1500-1999 г |
2000-2500 г |
Пытается поднять голову, лежа
на животе |
К 1 мес |
3 - 4 |
2-3 |
2 - 1 |
Первая улыбка на разговор
взрослого |
|
3 - 4 |
2-3 |
2 - 1 |
Спокойно бодрствует, рассматривает висящие над ним
игрушки |
К 2 мес |
4 - 5 |
3-4 |
2-3 |
Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой |
|
4 - 5 |
3-4 |
2-3 |
Длительно улыбается на разговор с ним |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Находясь в вертикальном положении, сосредотачивает
свой взгляд на лице
взрослого |
К 3 мес. |
5 - 6 |
4-5 |
3-4 |
В ответ на разговор с ним
проявляет радость улыбкой,
звуками, оживленными
движениями рук и ног |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Случайно наталкивается на
игрушку, висящую над грудью |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Долго лежит на животе,
упираясь на предплечья, и хорошо удерживает голову |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
Поддерживаемый вертикально, крепко упирается ногами,
согнутыми в тазобедренных суставах |
|
5-6 |
4-5 |
3-4 |
По звуку отыскивает невидимый объект |
К 4 мес. |
6 |
5,5 |
4,5 |
Во время бодрствования
часто улыбается, издает звуки, выпрямляя и сгибая
руки и ноги |
|
6 |
5,5 |
4,5 |
Громко смеется |
|
6 |
5,5 |
4,5 |
Подолгу рассматривает,
ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки |
|
6 |
5,5 |
4,5 |
Отличает близких от чужих
людей |
К 5 мес. |
6,5 |
6 |
5,5 |
Подолгу певуче гулит |
|
7,5 |
6 |
5,5 |
Четко берет погремушку, которую держат у него над грудью
|
|
6,5 |
6
|
5,5 |
Долго удерживает в руке
погремушку |
|
6,5 |
6
|
5,5 |
Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на
ладони выпрямленных рук |
|
7,5
|
6,5
|
6 |
Переворачивается со спины
на живот |
|
7,5
|
6,5
|
6 |
Ровно и устойчиво стоит при
вертикальной поддержке |
|
7,5
|
6,5
|
6 |
Произносит отдельные слоги |
К 6 мес.
|
8
|
7,5 |
6 |
Свободно берет игрушку из
разных положений и подолгу с ней занимается |
|
7,5
|
7
|
6 |
Переворачивается с живота
на спину |
|
8
|
7
|
6,5 |
Передвигается по манежу,
переставляя руки или немного подползая |
|
8,5
|
8
|
6 |
Хорошо ест с ложки |
|
7,5 |
6,5 |
6,5 |
Подолгу .
|
К 7 мес |
9,5 |
8,5
|
8 |
На вопрос "где лампа?", "где
часы?" находит взором предмет, неоднократно называемый и находящийся в определенном месте
|
|
8,5 |
7,5 |
6,5 |
Играя погремушкой, стучит,
размахивает ею
|
|
10,5 |
9
|
8,5 |
Хорошо ползает
|
|
11
|
10
|
9,5 |
Громко и повторно произносит различные слоги |
|
10
|
9
|
8,5 |
На вопрос "где?" находит знакомый предмет, независимо
от его местоположения
|
|
10 |
9
|
8,5 |
По просьбе взрослого выполняет заученные движения,
например ладушки грушками занимается долго,
рассматривает их, постукивает игрушкой об игрушку |
|
10
|
9
|
8,5 |
Настойчиво достает привлекшую его внимание игрушку,
выполняя при этом различные движения |
К
8 мес. |
10
|
9
|
8,5 |
Сам садится и ложится
|
|
11
|
10
|
9 |
Придерживаясь руками за
барьер, сам встает, стоит и
опускается |
|
11
|
10
|
9 |
Переступает вдоль барьера
|
|
12
|
10,5 |
9,5 |
Ест
кусочек хлеба, который сам держит в руке |
|
9,5 |
9
|
8 |
Пьет из чашки, которую держит
взрослый |
|
10
|
9
|
8,5 |
Подражая взрослому, повторяет слоги, ранее им самим
произносимые |
К
9 мес. |
12,5 |
11
|
10,5 |
На вопрос "где?" находит несколько предметов, независимо от их местоположения |
|
11,5 |
10,5 |
10 |
Выполняет некоторые движения по просьбе "дай ручку",
"до свидания" |
|
11
|
10
|
9,5 |
С предметами занимается по-разному: катает шар, вынимает один предмет из другого, сжимает и разжимает резиновую игрушку |
|
11,5 |
10,5 |
9,5 |
Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы |
|
12,5 |
10 |
10 |
Хорошо пьет из чашки, сам
придерживает ее |
|
11
|
10
|
9 |
Подражая взрослому, повторяет за ним разнообразные
звуки и слоги |
К
10 мес. |
13,5
|
12
|
11,5 |
По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку
("дай мяч", "дай лялю" и др.) |
|
13,5 |
11,5 |
11,5 |
Знает по имени нескольких
взрослых и детей
|
|
12
|
11
|
10,5 |
Отвечает на заигрывание
"догоню-догоню", играет в прятки, ищет близких и сам
натягивает на лицо пеленку, пытаясь спрятаться |
|
12
|
11 |
11 |
Действия с предметами,
открывание-закрывание, вынимание-вкладывание
приобретают характер устойчивых занятий |
|
12,5 |
11,5 |
12,5 |
Употребляет первые слова-обозначения (например, "кис-кис", "ав-ав" и
др.) |
К
11 мес. |
14,5 |
13,5 |
12,5 |
На предложение взрослого
"принеси лялю" ищет и приносит куклу, разные по внешнему виду предметы (находящиеся в поле зрения) |
|
13,5 |
12,5 |
12 |
Овладевает новыми разученными действиями с предметами, накладывает один предмет на другой, снимает, надевает кольца на стержень (свободно снимающиеся). |
К 11 мес. |
13 |
12 |
11,5 |
По предложению взрослого
выполняет разнообразные разученные действия с предметами, например, "покачай
лялю", "как ляля плачет",
"покажи, где у киски глазки" |
|
13
|
12 |
11,5 |
Стоит самостоятельно |
|
13 |
11,5 |
11 |
Произносит около 10 слов:
"Мама", "дай" и др. |
К 12 мес. |
16 |
15 |
14-13 |
Самостоятельно ходит |
|
15 |
14 |
13-12 |
Самостоятельно пьет из
чашки |
|
16 |
14 |
13-12 |
1 Детские
церебральные параличи/ Козявкин В.
И., Бабадаглы М. А., Ткаченко С. К., Качмар О. А.
- Львiв: Медицина свiту,
1999. |

|
|
|