Детство / пренатальное воспитание

 
Воспитание до рождения


    Оглавление        Воспитание до рождения         Перинатальная психология >          Далее >>      

   

 

Воспитание до рождения - это реально   

А.Зотов, В.Хенвен, Л.Дуткина, Ф.Ахмерова.

 

    Проблема сохранения здоровья детей и подростков является одной из самых актуальных. Это связано прежде всего с ухудшением состояния здоровья девочек-подростков и женщин детородного возраста, с ростом числа патологических родов и осложнений беременности. Отсюда - ежегодное снижение числа новорожденных первой группы здоровья, рост недоношенных и маловесных детей. Все это побудило педиатрическую и акушерско-гинекологическую службы г. Набережные Челны искать пути решения этих проблем совместно. 

    Перво-наперво была разработана городская программа "Перинатология", для реализации которой с января 1995 года приказом Городского управления здравоохранения организована служба пренатального воспитания. На базе двух детских поликлиник и женской консультации начали работать кабинеты пренатального воспитания, штаты которых включали врача-педиатра (акушера-гинеколога), медсестру (акушерку), музыкального работника и психолога. Метод пренатального воспитания (или дородовой педагогики) мы взяли у его основателя М.Лазарева, российского врача-педиатра с музыкальным образованием (в настоящее время он заведует лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования).

    Корни метода исторически глубоки. Еще две тысячи лет назад в Китае и Японии практиковали дородовое воздействие на ребенка. Беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где занимались эстетическим и музыкальным образованием матери и будущего ребенка. Дородовое воспитание возродилось в нашем веке в конце 70-х годов. В 1982 году японские ученые с помощью гидрофона определили, что ребенок слышит все, что происходит как внутри мамы, так и вокруг нее. С восьмой недели развития у плода отмечается бурный рост клеток мозга. С четырнадцати недель плод начинает реагировать на звук и способен воспринимать речевые структуры и определенным образом реагировать на них. Метод "СОНА-ТАЛ" (sonus лат.-звук, natal лат. -рожденный; музыка рождения) предполагает обучение беременных женщин навыкам общения с ребенком еще до рождения, музыкальную стимуляцию плода и новорожденного, а также снятие жизненных стрессов у беременной женщины с помощью музыки. Важным инструментом музыкального воздействия является голос беременной женщины. Это тот камертон, по которому настраивается аппарат мировосприятия ребенка. Звук участвует в образовании первичных рефлексов и гармонизирует жизнедеятельность новорожденного. В результате общения возникают такие психофизические эффекты, как эмоциональное оживление, комфорт, вибрационная стимуляция клеточных обменных процессов, улучшение микроциркуляции крови и лимфы, ранняя дифференциация рецепторов органов слуха.
    Созданию кабинетов пренатального воспитания (КПВ) предшествовала большая подготовительная работа, мы встречались с заведующими отделениями, участковыми врачами, медсестрами женских консультаций, детских поликлиник, роддомов. Разъясняли суть задуманного, знакомили с методом. Поэтому женщины стали приходить в кабинеты по направлению участковых педиатров, акушеров-гинекологов. Группы формируются по шесть-восемь человек с учетом сроков беременности. Занятия проводятся один раз в неделю, в течение 1-1,5 часа. На занятиях женщины делают дыхательную гимнастику, целью которой является стимуляция легочного кровообращения беременной женщины, активизация двигательной активности плода за счет создания искусственной гипоксии в процессе ритмического дыхания матери. С помощью детских и колыбельных песен формируется режим малыша (кормление, купание, умывание и т.д.), происходит знакомство с окружающим миром. Будущие мамы читают стихи, сказки, слушают классическую, инструментальную, национальную музыку. Чувствуя при этом ощущения своего малыша, они рисуют, лепят, делают аппликации, тем самым стимулируют мелкую моторику рук и соответствующие отделы мозга у будущего ребенка, а в итоге воздействуют на его физическое и нервно-психическое развитие. Все свои ощущения женщины отражают в дневнике. Вот некоторые выдержки из них.
    Ирина: "А наши занятия просто сказка! Всегда такое хорошее настроение, чувствуешь себя действительно женщиной, ждущей малыша. ... честно скажу, сначала я думала. что неродившийся малыш не может понимать музыку и все остальное, а теперь я убедилась, что была неправа. Я даже могу представить его выражение лица, когда с ним разговариваю...
Наташа: "... начала заниматься с 20 недель. Идея замечательная. Беременность воспринимается и мной, и мужем не просто как что-то физиологическое, а что-то большее.
    С неродившимся ребенком через некоторое время начинает общаться вся семья. Для достижения этой цели занятия посещают папы, бабушки, старшие дети. Папы, правда, приходят чуть позже, но зато потом четко контролируют занятия мамы и активно участвуют в них сами. Например, одну женщину госпитализировали в отделение патологии беременных. Ребенок привык, что колыбельные песни поет ему папа, и активными движениями (причиняя неудобство маме) выражал недовольство. Учитывая ситуацию, папе разрешили приходить в отделение и петь на ночь колыбельную песню своему будущему ребенку. Ведь очень важно, в какой атмосфере воспитывается ребенок до рождения, но еще важнее, чтобы к его появлению на свет в семье был положительный психологический климат.
    В ходе занятий идет психологическая подготовка женщины к родам и осознание того, что от нее зависит состояние и благополучие ребенка. В роддом женщины приходят с кассетой той музыки, которая на протяжении занятий больше всего нравилась будущему ребенку и маме, что тоже помогает снять психологический стресс во время родов.
    Уже родившихся детей мы ждем в кабинетах пренатального воспитания в возрасте одного месяца и продолжаем занятия по специальной программе в течение года.
    Итог двух лет работы показал, что довольно простая в применении и не требующая больших финансовых затрат методика дает ощутимые результаты. Всего в городе по данной методике занимаются 1035 женщин, родилось 692 ребенка. Нами проанализирован исход беременности и осложнения в родах у женщин, посещавших КПВ. Результат оказался ошеломляющим: все роды были срочными, в два раза снизилась частота осложнения родов кровотечением и гестозами, в 2,4 раза сократилось количество травм у женщин, аномалии родовых сил отмечаются в два раза реже, в полтора раза уменьшилось число родов с гнойно-воспалительными заболеваниями и внутриутробной гипоксией плода. Выписка из роддома сократилась на одни сутки. 98 проц. детей при рождении имели оценку семь и более баллов по шкале Апгар. Увеличилось число малышей первой группы здоровья в пять раз. Заболеваемость по сравнению со сверстниками ниже в 4,5 раза. По своему нервно-психическому развитию эти дети опережают сверстников на 3 - 4 недели.
    Несколько слов о психологическом аспекте метода. Женщина во время беременности сверхчувствительна ко всему окружающему, и очень важно устранить отрицательные психологические эмоции в этот период, помочь ей осознать свое состояние как один из прекрасных подарков жизни. Никто из беременных, прошедших курс занятий в КПВ, не испытывает страха перед родами. 60 проц. опрошенных женщин после трех месяцев занятий отмечали улучшение климата в семье, более бережное и чуткое отношение друг к другу и будущему малышу. Осознание отцовства и материнства происходит задолго до рождения ребенка, а значит, есть уверенность, что появившийся на свет малыш будет жить в полной и счастливой семье.
    Итог работы красноречиво свидетельствует: методика пренатального воспитания позволяет в 1,5-2,5 раза снизить патологию беременности и родов, количество недоношенных и маловесных детей. Дети, родившиеся от матерей, занимавшихся в КПВ, меньше болеют, осознанно слушают музыку, коммуникабельны в общении со сверстниками и взрослыми.
[55]

      Оглавление         Далее >>    


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика