Детство / Психологическая реабилитация

 Котенька-коток 

Русские народные детские песенки

     Главная            Далее >>     

      Страничка "Котенька-коток", взятая из одноименной книги Г. Науменко, приглашает в мир детства, в мир, с которым соприкасается каждый человек с первых дней своей жизни. Там живут народные детские песенки, и составляют их самые ласковые, нежные, поэтичные слова, которые есть в языке русского народа. Но ребенок может быть и обделенным, может не услышать эти песенки и стишки; только от мамы зависит - сумеет ли она ввести его в этот чудесный мир поэзии и музыки, сможет ли терпеливо и ненавязчиво донести до него интонации доброты и нежности [43].

      В колыбельных песнях, пестушках, потешках и прибаутках ребенок слышит родные мотивы, через них познает окружающий мир, с ними он засыпает и просыпается, под них весело играет; они не только развлекают, но и воспитывают духовно, нравственно и физически.

Азбука народного воспитания

      Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок был музыкальным, чувствующим и знающим родное слово, поэзию, любил и понимал окружающую природу, был крепким и здоровым. Все родители желают видеть своих детей такими, но подчас не знают, какими средствами этого достигнуть.
     Гениальный опыт воспитания ребенка с первых дней его жизни, накопленный, отточенный и проверенный на протяжении многих веков, дает нам народная педагогика. В творчестве народных исполнителей мы встречаем великолепные песни и хороводы, сказки и загадки, пословицы и приметы.
      Знание произведений народного творчества, дарование и мастерство не рождались сами собой, а воспитывались с колыбели. Опыт воспитания детей передавался по наследству. Родители знали, что нужно вложить в ребенка, как ухаживать за ним, какую создать вокруг него обстановку. Каждому понятно, что если с малышом не "общаться, не разговаривать, не играть, не обучать движениям, то будет расти бессловесный, слабый, медленно развивающийся ребенок. В первую очередь детей старались приучить к родному языку, научить двигаться, активно воспринимать окружающий мир[43].
     Страничка состоит из четырех разделов: "Колыбельные песни", "Пестушки", "Потешки", "Прибаутки".

Колыбельные песни
     Главное назначение этих песен - влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребенка в момент его засыпания. Размеренный, небыстрый мотив, в ритме покачивающейся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребенку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Нередко приходится наблюдать, что грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельной, для них эта мелодия является сигналом ко сну.
     Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни появления их на свет. Эти произведения - первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. Поэтому пение их ребенку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.
    У каждой матери мотив колыбельной на слуху, достаточно выбрать из книжки понравившийся текст. Колыбельную нужно петь без каких-либо усилий голосового аппарата, тихо и размеренно, с теплотой в голосе и естественной интонацией, покачивая в такт песне детскую кроватку.
                     Ой баю, баю, баю
Живет котик на краю.
Он не беден, ни богат,
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу масляну едят.
Один серый, другой белый,
Третий Ванька простак,
Не зовет отца никак!
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет к тебе бирючок
И ухватит за бочок,
За бочок за правенькй,
Мой сынок кудрявенький
Ой ты котенька-коток,
Котя - серенький хвосток,
Ты приди к нам ночевать,
Вову в люлечке качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Еще каши горшок,
Сладких пряников мешок.

Пестушки - потягушки
     Термин "пестушка" произошел от слова "пестовать", то есть нянчить, воспитывать, растить, холить, носить на руках. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка, цель их - забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребенка, а нередко просто комментировать его движения и действия - агуканье и гуление, потягивание, первые шаги и т. д.
      Для того чтобы вызвать у ребенка радость, улыбку, двигательное возбуждение, веселый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она-то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребенка нежность, заботу, радость, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребенка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально-психическое состояние.
     Пестушки нужно петь естественно и просто, интонацией передавать содержание и характер поэтического текста, при этом сохраняя натуральный тембр голоса, теплоту, нежность.
                     Чтобы успокоить плачущего ребенка ему припевают:
Не плачь, детка,
Прискачет белка,
Принесет орешки - 
Тебе для потешки
Чтобы ребенка развеселить, рассмешить, поют:
Тра-та-та, тра-та-та,
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
За левую ножку!
Ай на-ри-на-ри-на-на,
Ри-да-ду, да-ри-да-да!
Если ребенок ушибется и плачет, то потирают ушибленное место и поют:
У волка боли,
У зайца боли
У медведя боли
А у [Сашеньки] заживи!
Купая ребенка напевают:
С гуся вода,
С лебедя вода,
С моего дитя - 
Вся худоба
На пустой лес,
На большую воду,
Под гнилую колоду!
Лаская ребенка припевают:
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький!
Пеленая ребенка, его развлекают песней:
Сова-совушка,
Белая головушка, 
Сова умывалась, 
В лапти обувалась,
В лапти в тряпички,
В теплы рукавички!

При кормлении малыша стараются отвлечь песней:
Гу-ту-ту, гу-ту-ту,
На зеленом на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Как они летели,
Мы на них глядели.
Ам!

Потешки
      Потешки - это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.
Как известно, малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для ребенка важно удовлетворение моторной потребности, овладение собственным телом и пространством, развитие реакции, накопление слухового, зрительного и информативного опыта. Удовлетворение этих потребностей ребенок и получает через посредство играющего с ним взрослого. Ребенка берут на руки, перемещаются с ним в пространстве, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой; в процессе таких игр у него и формируется внимание, воображение, произвольное управление своим телом, тренируются мышцы.
      В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Так, например, при исполнении потешки "Сорока" водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные нервные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи; легкие поглаживания животика, спинки, пяточек в потешке "Ласочка" - один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация; разминание ножек, движения ручек, головки, приседания, наклоны во многих потешках усиливают кровоток в мышечных тканях и способствуют быстрому восстановлению затраченной в играх энергии; несильное постукивание по тельцу малыша, хлопки в ладоши, удары локотками в потешках "Идет Бай по стене", "Ладушки" тонизируют обмен веществ и т. д. При этом маленькие дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их.
      Ценность потешек состоит еще и в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками, что является новым этапом в их творческом развитии.
                     Берут ручки ребенка в свои и в такт песни хлопают в ладоши, со словами "шуг-шуг, полетели" ручки поднимают вверх и кладут на головку:
Ладушки, ладушки,
Испекли оладушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.
Остынут, поедим
И воробушкам дадим.
Воробушки сели,
Все оладьи съели.
Шуг-шуг, полетели,
На головку сели,
Ладушки запели!
Малыша сажают на колени и, придерживая за плечики или ручки, подбрасывают в такт песне:
Скок, скок, поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Молодичка Арина
По водичку ходила,
Травку рвала,
Бычку давала.
Ой, тпруськи, бычок,
Задери тебя волчок!
Исполняя подтешку, водят по ладошке ребенка пальцем - "варят кашку", затем начиная с большого пальца сгибают каждый пальчик детской ручки, оставляя несогнутым только мизинец - он изображает мальчика, который не помогал, не работал и остается без кашки:
Сорока, сорока,
Где была? - Далеко.
Кашку варила,
На стол становила,
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала.
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому малины,
Этому калины,
А этому шишок,
Шишок -под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл,
По воду не ходил,
Кашки ему не дадим!
И маленькому [Сашке]
Не досталось кашки!
Вытягивают два пальца руки, изображая "козу" и словно рогами щекочут:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Хвостиком хлоп, хлоп,
Ножками топ, топ!
Рогом пыр! другим пыр!
Ребенка качают на коленях, словно он едет по кочкам, при словах "В ямку бух" - колени раздвигают и придерживая малыша за ручки сбрасывают с колен:
Ехали мы, ехали
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
По маленьким пенечкам - 
Да в ямку бух!
Раздавили сорок мух!
Ползают по полу, катая малыша на спине, при этом припевают:
Чики, чики, чикалочки,
Сидит зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щелкает орешки.
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешков натруси!

Прибаутки
     Главное назначение прибауток - развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток - от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Оригинальны песни состоящие из вопросов и ответов, причем ответ, оканчивающий строку, дает повод
к новому вопросу в следующей строке, образуя таким образом как бы непрерывную цепь; такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям бесконечные вопросы.
      В прибаутках большая воспитательная ценность - ребенок слушает, наблюдает, познает неведомые ему явления, через сюжеты песен знакомится окружающим миром, голосами птиц и животных, бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток, концентрируя внимание ребенка, отвлекает его от отрицательных эмоций, освобождает от депрессивных эмоциональных состояний.
     Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма - становления речи, тренировки памяти, информативного запаса.
                     Ой дуду, дуду, дуду,
Сидит котик на дубу,
Сидит котик на дубу,
И играет во трубу,
Во серебряную,
Разрисованную.
Уж ты котик поиграй,
Наших деток забавляй!
Совушка-сова,
Большая голова,
На дереве сидит,
Головушкой вертит.
Во все стороны глядит
И всем говорит:
"Никто совушку не бьет
И за ушки не дерет"
Тили-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Побежала на базар,
Рассказала про пожар.
На базаре мужики
Поскидали армяки,
Лаптями затопали,
Бадьями захлопали.
Поднялся кругом содом:
Тушить помчались кошкин дом.
С лейкой через улицу
Бежит рябая курица.
Лягушка прыгает с ведром,
А за ней петух с багром;
Задели за трубу багром
И растащили кошкин дом.

Г. Науменко.

      Главная            Далее >>   

Rambler's Top100 Яндекс.Метрика