Словотерапия/ песенная поэзия

 Харьков-Здоровье


 Оглавление   <О словотерапии   <Сказкотерапия    <Стихотерапия   <Странички поэзии И.Пашков   <Странички поэзии М.Кехтер  
 <Странички поэзии О.Рыбась
  Песенная поэзия>   Об авторской песне   Любимые барды>   Интернет-ресурсы о бардах>   Барды Украины стр.1>  
 Барды Украины стр.2>   Барды Украины стр.3>   Барды Украины стр.4>   Барды Харькова>   История авторской песни в Харькове стр.1>  
 История авторской песни в Харькове стр.2>   Клубы АП в Харькове стр.1>  Клубы АП в Харькове стр.2 (КПП им.Визбора)>  
 Клубы АП в Харькове стр.3 (Третий цех)>
 Клубы АП в Харькове стр.4 (Ирбис)>   Клубы АП в Харькове стр.5>  
 Под звёздным куполом планетария>   Фестивали>  
 Харьковские авторы и исполнители>   Любимые песни харьковских авторов стр.1>  
 Любимые песни харьковских авторов стр.2>  Любимые песни харьковских авторов стр.3>  Фотогалерея>  Любимые песни у костра>  Барды детям>
 Далее >> 




"Баян", В.М.Васнецов

Болящий дух врачует песнопенье.
Гармонии таинственная власть
Тяжелое искупит заблужденье
И укротит бунтующую страсть.
Е. Боратынский
 

Об авторской, бардовской песне

Авторская песня "писалась думающими людьми для думающих людей"
Б. Окуджава

"Авторская песня...– это тип песни, который сформировался в среде интеллигенции в годы так называемой оттепели и отчётливо противопоставил себя песням других типов. В этом виде творчества один человек сочетает в себе (как правило) автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой при этом является стихотворный текст, ему подчинены и музыкальная сторона, и манера исполнения. В качестве дополнительных значимых характеристик выступают такие, как личностное начало, собственная оригинальная традиция, эстетика, стилистика, поэтика авторской песни".
                                     
И. А. Соколова


Источник: http://www.ksp-msk.ru/page_30.html

М. Анчаров "Песня единая и многоликая"

ПЕСНЯ - ЕДИНАЯ И МНОГОЛИКАЯ
Михаил Анчаров, "Сочинения". Изд. "Локид-пресс", Москва, 2001
Из беседы за круглым столом “Недели”

...Создатели песен живут среди нас, ходят на работу, ездят в экспедиции и командировки, в часы пик страдают в метро, в выходные гуляют по бульварам и переулкам. Действительность прожитого дня западает им в душу не только зрительными и словесными образами, она является им и в своей звуковой мелодической сути...
Творцов таких песен называют “бардами и менестрелями” — это довольно точно в смысле исторических параллелей, но излишне высокопарно и экзотично.
На наш взгляд, эти песни надо называть просто “авторскими”. Мы не собираемся, как это, кстати, часто делается, противопоставлять их песням, созданным вполне привычным образом — композиторами и поэтами и исполняемым певцами... Мы хотим лишь показать, что стихия авторского творчества, совмещающего создание и исполнение, несомненно представляет собой интереснейшую ветвь песенного жанра и что ветвь эта способна богато и разнообразно плодоносить.
Именно поэтому за нашим круглым столом собрались авторы популярных песен: актриса театра “Современник” Людмила Иванова, драматург Александр Галич, педагог Юлий Ким, писатель Михаил Анчаров и журналист Юрий Визбор. Собрались впервые: до сих пор в многочисленных дискуссиях по поводу таких песен выступали и литературоведы, и музыковеды, и певцы-вокалисты, и инженеры-кибернетики — словом, все, кроме самих авторов.
— По-видимому, нам будет трудно отвязаться от термина “самодеятельность”, — говорит Михаил Анчаров. — Но это нужно сделать. И дело вовсе не в амбиции. Просто это определенная форма устной поэзии. Иногда говорят: новая. Вообще говоря, новая, потому что забытая. Гомер называл себя певцом. Беранже писал песни в самом современном смысле слова. Для Пушкина “поэт” и “певец” — понятия почти равнозначные.
Почему многие люди берутся сейчас за сочинение песен? Да потому, что в песню просится жизнь. Принято считать, что поскольку в песне внимание слушателя сосредоточено на музыке, то смысл должен быть элементарным — для легкости усвоения. Но вот мы все понимаем, что это заблуждение. Нельзя противопоставить мелодичную музыку глубокому смыслу текста.
...То, что одними воспринимается как неоспоримое достоинство, другим кажется вопиющим недостатком. Противники авторской песни упрекают ее в чрезмерной интимности и камерностни, гармонической однотонности и минорности и даже в том, что авторское исполнение этих песен не соответствует каноническим нормам пения.
…Про то, “как это делается”, рассказывает Михаил Анчаров (конечно, это только его опыт).
… Сначала пишется стихотворение, которое автору дорого. Он говорит то, что хотел сказать. Затем постепенно он эти стихи начинает скандировать. Получается какой-то напев... напев органический, вытекающий из интонаций текста. Музыкальное воплощение такой песни очень часто оказывается скупым, но оно неотделимо от слов и от того, как это будет петься.
Упреки же, как мне кажется, вызваны тем, что сейчас образовался новый штамп так называемых туристических, студенческих песен, и так как они самодеятельные, то этот штамп еще хуже, чем на профессиональной эстраде, потому что штамп на эстраде не останавливает внимания, а туг — останавливает. Пошла полоса “тонности” и инфантилизма. Штамп — это недостоверность. Это — когда человек приписывает себе чувства, которых не испытывает, а берет напрокат. Отсюда либо жеманство, либо преувеличения, либо риторика. И эту смесь сантимента, риторики и жеманства называют юношеской романтикой... Спекулировать можно на чем угодно, на романтике — тем более. Вся штука в том, что интересную вещь может сделать только интересная личность.
Поскольку нас всех интересует, как же все-таки будет с публичным исполнением этих песен, — “кто возьмется”, кроме радиостанции “Юность”, которая положила начало, но при этом не подпустила к микрофону самих авторов, — постольку заслуживают внимания следующие слова Анчарова.
— Я думаю, что из разливанного моря песен можно отобрать полсотни сочинений, которые, как говорится, останутся. Отбор должен быть жесткий, и его сделают сами авторы, которые болеют за судьбу своего искусства, У каждого из нас можно набрать несколько настоящих вещей и отбросить те, что послабее. Есть и самоповторения, связанные, как мне кажется, с временным кризисом темы. Нужно накапливать новые темы и искать новые решения.
Репортаж вели А. Асаркан и Ан. Макаров
1966


Источник: http://www.ksp-msk.ru/page_39.html

Б. Окуджава "Музыка души"

МУЗЫКА ДУШИ
И сама по себе не играет гитара,
А дана человеку, как голос души.
Ю. Визбор

Говоря об авторской песне, часто имеют в виду движение, объединяющее поэтов, композиторов, исполнителей и почитателей этого жанра. Для меня же это понятие имеет конкретный и узкий смысл: поэты, поющие свои стихи. Нас родило время - время всем памятных событий, связанных с разоблачением культа личности, большими надеждами на обновление общества, на перестройку. Тогда и возник круг таких поэтов, как Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева, Юлий Ким, Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Александр Городницкий. Все они были не похожими друг на друга, имели собственное лицо, свой собственный почерк. Благодаря магнитофонам поэзия распространялась с огромной скоростью. Не будь их, стихи, наверное, ходили бы в списках. А как в списках передашь звук гитары, аккомпанемент? Музыка укрепляет воздействие поэзии. И круг интересующихся ею разрастается, поэзия расходится шире.
Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрадной песне, бездуховному искусству, имитации чувств. Она писалась думающими людьми для думающих людей. Мы делали попытки говорить с людьми не тем языком, который господствовал долгие годы, а тем, который таился в них. Пытались разбудить людей. И мне кажется, в какой-то степени это удалось.
Кто из фанатичных поклонников нынешних эстрадных кумиров вникает в смысл тех слов, что они поют? Произнесите большинство широко известных куплетов без музыки - и откровенная пошлость резанет ваш слух. А ведь этот кич, этот суррогат песенной поэзии воспринимается некоторыми зрителями и слушателями как откровение, вытесняя с эстрады, с телеэкрана подлинные мысли и чувства, которые несет музыкальное слово. Концерт эстрадного артиста - это всегда показ. Творческий вечер автора - это прежде всего форма духовного общения единомышленников, друзей поэзии.
На какой почве выросла авторская песня? Это, во-первых, наш русский фольклор. Частушка - лаконичная, метафоричная и остроумная. Городской романс, солдатские песни.
Авторская песня - это серьезные раздумья о жизни человека, может быть, трагические, может быть, острые. Ведь авторская песня родилась как раз из этих трагических раздумий, из острых сюжетов, из клокотания души. Когда-то, обращаясь к Москве, я писал: „Но если бы ты в наши слезы однажды поверила, ни нам, ни тебе не пришлось бы грустить о былом". О чем эта грусть? О жестокости нашей жизни. О недоверии к личности. Неуважении к личности. О крушении идеалов. О разочарованиях. Об утратах. Об эфемерности надежд. Обо всем этом надо говорить. Мы еще многого о прошлом не сказали.
Сегодняшний интерес к авторской песне вызван тем, что, как выяснилось, наше общество в прошлом несколько деградировало, потеряло духовность, а авторская песня, серьезные стихи - признак духовности. Наконец-то стало ясно - для того, чтобы противостоять массовой культуре, нужно нечто серьезное, личностное. Тогда и „вспомнили" об авторской песне, увидели, что она сильна, может противостоять чистой развлекательности не в смысле спора - пусть существует и то, и другое, - а в качестве противовеса.
Сейчас расклеивают афиши Е. Клячкина, В. Долиной, А. Розенбаума. Володя Высоцкий очень мечтал о нормальном „афишном" вечере - не дождался. Никто и никогда никому из „поющих поэтов" не предложил ни книги, ни пластинки, ни большой передачи по телевидению. Был Александр Галич, чья судьба так трагически оборвалась - на чужбине, среди чужих людей; а он был весь из нашего языка, нашей поэзии. Корней Чуковский называл его преемником гневной музы Некрасова. Видите, скольких нет - а я еще забыл назвать талантливого Юрия Визбора.
Сегодня авторская песня вступила с эстрадой в соперничество, а соперники всегда подстраиваются, подлаживаются друг под друга. И они стали перенимать чужие черты, вплоть до манеры держаться. Авторская песня из-за включения в систему массовой культуры стала терять если не свое лицо, то какие-то важные черты... Масса издержек, масса вторичного. И в этом бурном потоке часто размываются истинные удачи.
Я жду появления новых значительных имен, молодых интересных поэтов. Вот ради этих удач - пусть и с таким опозданием - и надо поддерживать всех этих людей. Поддерживать движение ради единиц, настоящих талантов, отделяя зерна от плевел, ставя все на свои места. В пору серьезных сдвигов в обществе они не могут не появиться. Поэты нашего поколения продолжают шуметь с переменным успехом и нынче. Когда придут новые? Через пять лет, или, может быть, завтра? А может быть, уже в данном сборнике звучит их голос? Поживем - увидим.
Булат ОКУДЖАВА
"Наполним музыкой сердца", М.: "Советский композитор", 1989 г., С. 3-4.


Источник: http://www.ksp-msk.ru/page_36.html

А. Дулов "Все мы - из вольной культуры"

ВСЕ МЫ - ИЗ ВОЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Бардовская песня — одна из ветвей российской художественной культуры. Если определить конкретнее, то, выбирая из трех слоев, составляющих художественную культуру вообще, — учено-артистического, фольклорного и “третьего”, лишь недавно и еще недостаточно осознанного, который правильнее всего, мне кажется, было бы назвать “вольным” (т.е. наиболее независимым от профессиональных, социальных, идеологических, экономических и даже художественных канонов и условностей в обществе), — так вот из трех этих слоев бардовскую песню следует причислить к третьему. Она — детище и составная часть этой “третьей”, “вольной” культуры. Часть — наряду с такими издавна прославленными культурными феноменами, как примитив и лубок в живописи, скоморохи и кукольный Петрушка в театре, анекдот и частушка в литературе, “народная” песня на профессиональные стихи (например, Державина, Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Некрасова, Есенина) в музыке, а если говорить о более близких к нам временах, то — как прямые предтечи бардов — Вертинский и Петр Лещенко или как искусство нашего недавнего андерграунда и “катакомбная культура” (термин Эрнста Неизвестного).
Подобно всем другим струям вольной культуры, бардовская песня, несомненно, должна быть оценена и как художественное явление (всем известны авторские имена и песни мирового класса), и как нестандартная социальная сила, сыгравшая свою организующую и связующую роль. Но главная заслуга и ценность бардовской песни лежит все-таки, на мой взгляд, не в эстетической и не в социальной области, а — в этическом ее служении.
Смысл и значение вольной культуры — нравственное, духовное самосохранение, противостояние разлагающему и стандартизирующему давлению масскультуры и пресс-идеологии. Это и на личностном уровне — спасение независимой индивидуальности каждой человеческой души, и на уровне общества — сохранение здорового нравственного потенциала народа.
Сегодня, как и прежде, при любых обстоятельствах, мету барда составляют, по-моему, не столько гитара и голос, сколько независимость и человеческое достоинство. Несмотря даже на то, что многие барды сейчас по существу стали профессионалами: мастерство, популярность, заработок и, кажется, уже собственная профессиональная ассоциация (АРБА) — все критерии налицо. И прекрасно: профессионализм, особенно при конкуренции, не роскошь, а суровая необходимость. Но только как средство, а не самоцель. Ведь и сама песня для барда — прежде всего способ утверждения человеческих ценностей на языке поэзии и музыки. В отличие, кстати, от профессионального художника учено-артистической культуры, для которого искусство в идеале именно самоцель, ибо, по слову Пушкина, “поэзия превыше нравственности — или по крайней мере совсем иное дело”.
А вот в каких конкретных формах и направлениях будет развиваться бардовская песня, считаю, не так уж важно, все решится временем и вкусами. В тоталитарные и застойные времена определяющими были социальные акценты, сейчас мы учимся ценить красоту, и бардовская песня в последние годы очень активно обогащается — особенно в музыке, заимствуя многое из поп-, рок-, фолк- и джазстилей. Можно уверенно сказать, что в бардовскую песню влилась новая волна молодых сил — мы с радостью знакомимся с ними на наших фестивалях. Они, кажется, почувствовали вкус именно к главному смыслу бардовской песни — человечности, и значит, воспринимают нравственные традиции русской художественной культуры. На вольной ниве бардовской песни должны появиться и, считаю, уже появляются новые достойные имена.


Источник:http://www.ksp-msk.ru/page_237.html

Большая Российская энциклопедия. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ, 1) бардовская песня — жанр российской, гл. обр. советской, гор. культуры, в котором автор текста и музыки является также певцом и аккомпаниатором. Отличит. особенность А.п. — приоритет стихотв. текста, распеваемого под гитару. Истоки А. п. — в жанре рус. гор. романса. Сформировалась в 1950-е гг. Создателями жанра явились М.Л. Анчаров, Б.Ш. Окуджава, А. А. Галич, Ю.И. Визбор, В.С. Высоцкий, Ю.Ч. Ким, Е.И. Клячкин, A.M. Городницкий, Н.Н. Матвеева. В 1960-1980-х гг. А. п. получила широкую популярность в разл. слоях общества, повсеместно распространились т.н. КСП («клуб самодеятельной песни»). Со 2-й пол. 1960-х гг. регулярно проводились собиравшие тысячи зрителей фестивали КСП, самый известный из которых — «Грушинский» (Самарская обл., с 1968). Среди авторов и исполнителей — А.Н. Башлачёв, А.Б. Градский, Т.Х. и С.Я. Никитины, А.А. Дольский, В.А. Долина, О.Г. Митяев, А.Я. Розенбаум. Самодеят. музыка А. п., первоначально очень простая, постепенно приобретала собств. выразительность. Своего рода символами позднесоветской эпохи стали песни: «Полночный троллейбус», «Песенка об Арбате», «Союз друзей» (неофициальный гимн КСП) Окуджавы; «Когда я вернусь» Галича; «Милая моя», «Домбайский вальс» Визбора; «Атланты» Городницкого; «Песня о друге», «Охота на волков», «Я не люблю фатального исхода» Высоцкого. С 1970-х гг. мн. проф. композиторы стали писать в стиле А. п., особенно песни к кинофильмам, напр. М.Л. Таривердиев (ф. «Ирония судьбы», 1975), А.П. Петров (ф. «Жестокий романс», 1984). В 1990-2000-х гг. наряду с развитием и обновлением А. п. (в т.ч. использование бит-группы, синтезатора в качестве муз. сопровождения) сохраняют актуальность многие песни родоначальников жанра.
2) «А. п.» иногда называют рус. нар. лирические песни кон. 18-20 вв., слова которых имеют книжное — «авторское» — происхождение (таковы песни на стихи: «Среди долины ровныя» А.Ф. Мерзлякова; «Не слышно шуму городского», «Вот мчится тройка удалая» Ф.Н. Глинки; «Степь да степь кругом», «Тонкая рябина» И.3. Сурикова; «Чёрная шаль», «Узник» А.С. Пушкина; «Выхожу один я на дорогу» М.Ю. Лермонтова).

Е. М. Фраёнова

 

 Оглавление    О словотерапии    Сказкотерапия>   Стихотерапия>       Странички поэзии>   Песенная поэзия    Далее >> 


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика