Словотерапия/ песенная поэзия

 Харьков-Здоровье


 Оглавление   <О словотерапии   <Сказкотерапия    <Стихотерапия   <Странички поэзии И.Пашков   <Странички поэзии М.Кехтер  
 <Странички поэзии О.Рыбась
  Песенная поэзия>   Об авторской песне>   Любимые барды>   Интернет-ресурсы о бардах>   Барды Украины стр.1>  
 Барды Украины стр.2>   Барды Украины стр.3>   Барды Украины стр.4>   Барды Харькова>   История авторской песни в Харькове стр.1>  
 История авторской песни в Харькове стр.2>   Клубы АП в Харькове стр.1>  Клубы АП в Харькове стр.2 (КПП им.Визбора)>  
 Клубы АП в Харькове стр.3 (Третий цех)>
 Клубы АП в Харькове стр.4 (Ирбис)>   Клубы АП в Харькове стр.5>  
 Под звёздным куполом планетария>   Фестивали>  
 Харьковские авторы и исполнители>   Любимые песни харьковских авторов стр.1>  
 Любимые песни харьковских авторов стр.2>  Любимые песни харьковских авторов стр.3>  Фотогалерея>  Любимые песни у костра>  Барды детям>
Далее >> 


 


На фестивале Время Визбора 2013
Фото Ирины Фёдоровой

Барды Харькова
Клубы авторской песни в Харькове

стр.1, 2, 3, 4, 5

Детский Клуб песенной поэзии «Дворняга»
Ирина Фёдорова

Источник: А можно, я спою? ~ Харьков: ТО Эксклюзив, 2013. , с. 19 - с. 22
©Васильев В. Д., составитель, 2013
 

Давайте знакомиться. Я - Фёдорова Ирина Николаевна. Давняя моя мечта общаться и учить, навеянная творчеством В. Крапивина и любовью к песням бардов, привела к созданию детского клуба песенной поэзии «Дворняга». Благодаря хорошему знанию системы внешкольного образования (я работала в СШ №99 педагогом-организатором), мне удалось найти помещение и устроиться на полставки в Дом пионеров Дзержинского района.

В 1988 году в Харькове уже существовали два детских КСП — «Товарищ гитара» при Доме пионеров Ленинского района (создан в 1986 году, руководитель Марина Меламед) и «Ля минор» при Доме пионеров Октябрьского района (создан в 1987 году, руководитель Алексей Пугачев). Надо ли говорить, что мы были единомышленниками и друзьями? Благодаря успешной работе этих клубов, проведению конкурсов песни, концертов, участию в общегородских мероприятиях в городе знали, что КСП для детей — дело хорошее. Нас поддерживали не только «взрослые» организаторы А. Самойлович (КСП ДК ХТЗ) и В. Гительман (КСП ДКЖ), «внешкольники» также заинтересовались новой формой работы с детьми.

Ирина Николаевна Фёдорова, известный автор и исполнитель песен, член Клуба песенной поэзии имени Юрия Визбора, обладатель лауреатских дипломов многих Фестивалей авторской песни бывшего СССР и нынешнего СНГ, а также - руководитель кружка туристской песни Харьковского Дворца детского и юношеского творчества


После всяческих организационных мероприятии в сентябре начала проводить набор детей. Боже, где их брать? Но они пришли. Некоторые по объявлениям, которыми я обклеила все столбы микрорайона, кого-то приводили друзья и знакомые, кто-то пришел из других клубов — в общем, получилась сборная команда. Её| «магнитами» стали Юля Островская, Леша Пустовойтов, Наташа Бурхи-Бершмой. В начале октября, после поездки на Эсхар, придумали название — «Дворняга» — и определили основные принципы жизни клуб|а: дружба со всеми КСП и туристско-творческими объединениями, дружелюбие, поем все, что нравится (вплоть до дворового-подзаборного), знакомимся и общаемся. Новый 1989 год встречали вместе, в клубе. Именно после этого праздника мы подружились и «рассобачились», а также создали материальную базу: запас сахара, продуктов, чая, кружек и т.д.

Вскоре «Дворнягу» хорошо знали как в Харькове, так и за его пределами. Наши ребята — Юля Островская, Леша Пустовойтов, Наташа Бурхи, Лена Колосова, Андрей Кирт, Таня Ребрик, Алеша Куршев и многие другие — выступали и на маленькой площадке у районного Дома пионеров, и на иногородних слетах и фестивалях. Александр Момот впоследствии стал лауреатом всеукраинского фестиваля, прекрасным музыкантом и гитарным мастером. А Наталья Бурхи в Воронеже была в числе лауреатов 1 всесоюзного конкурса исполнителей, дипломантом Грушинского фестиваля (сейчас она проживает в Израиле).

Год ушел на то, чтобы выбраться из маленькой комнатушки, разрушить стенку, сделать ремонт. В результате в нашем распоряжении оказалась однокомнатная квартира (с туалетом!), нам никто не мешал, не проверял, не диктовал... Однако осенью 1990 года по ряду причин сократили мои 0,5 ставки, а из уже родного помещения пришлось уйти и перебраться под крыло Дома пионеров Октябрьского района. Многие из ребят перестали тогда ходить в клуб — далеко, некогда..

Летом и в начале осени следующего года мы еще собирались в саду им. Шевченко, в холле станции «Университет» — пели, продавали билеты на концерты. Но «Дворняга» как клуб перестал существовать: нет помещения, официального статуса. Дети выросли и стали просто близкими друзьями... Этот свободный полет в пространстве продолжался для меня до 1997 года, когда друзья помогли мне устроиться руководителем кружка туристской песни в харьковский городской детский Дворец культуры. Так появились новые «дворняги», детско-юношеский фестиваль «Тропинка» и многое другое. Но это уже другая история...

Конкурсный концерт(фрагменты).Фест. Время Визбора-2015

 

XIV фестиваль Время Визбора, 26-29.06.2015. Харьковская область, б/о Соича.
Поют участники кружка авторской туристской песни
Харьковского Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ)
Руководитель кружка  - Фёдорова И.Н.

Кружок туристской песни Харьковского Дворца детского и юношеского творчества

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной…»

Источник:
http://www.det-gorodok.com.ua/sport-i-uvlechenija/-zdes-vam-ne-ravnina-zdes-klimat-inoi.html
1 июня 2014 - Luda

Авторскую песню в полной мере можно отнести к этим песням-помощникам в нашей жизни. Содержание текстов, мелодичная музыка, атмосфера, в которой исполняются песни — все восполняет недостаток человечности, любви и добра, которых так не хватает в наше время и взрослым, и детям.
В Харькове детское движение авторской песни существует традиционно уже много лет, и очень важно, что любовь к этому жанру прививается детям и сегодня. У нас в гостях Ирина Николаевна Федорова — известный автор и исполнитель песен, член Клуба песенной поэзии имени Юрия Визбора, обладатель лауреатских дипломов многих Фестивалей авторской песни бывшего СССР и нынешнего СНГ, а также — руководитель кружка туристской песни Харьковского Дворца детского и юношеского творчества.

Ирина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о вашем кружке, о развитии детского исполнительского движения в Харькове и в Украине.
– Детское движение бардовской песни в Харькове существует еще со времен СССР, и в работе с детьми в этом направлении сложились определенные традиции. Был клуб «Товарищ гитара» под руководством Марины Меламед, клуб авторской песни Алексея Пугачева во Дворце пионеров Октябрьского района. Я начала работать с детьми с 1988 г., это был клуб песенной поэзии при ЖЭКе (Дзержинский дом пионеров), назывался он «Дворняга».

Сейчас, к сожалению, в Харькове остался только наш кружок туристской песни в Харьковском Дворце детского и юношеского творчества. Мы находимся на Салтовке, и наш дворец — это культурный, спортивный центр этого района, а наш кружок туристской песни — это единственный в городе кружок, где учат бесплатно играть на гитаре. У нас несколько групп: дети до 12 лет, от 13 и до 21 и есть группа основного обучения, где занимаются дети разного возраста. Если группа начального обучения изучает только начатки игры, то основная группа участвует в концертах, выезжает на фестивали. Нас приглашают на городские мероприятия: в этом году 9 мая мы участвовали в концерте, посвященном Дню победы, который проходил в парке им. Горького. 17 мая в Доме ученых состоялась презентация книги известного харьковского барда Владимира Васильева «Можно, я спою…», где наши ребята также пели.

Продолжаем сотрудничество с поэтической студией Областного дворца детского творчества, дружим с клубом песни и поэзии Дома ученых, присутствуем на их заседаниях, даем концерты. Совместными усилиями стараемся развивать традиции бардовской песни в Харькове, участвовали в осеннем и зимнем фестивалях бардовской песни на Эсхаре, 16 лет собственными силами проводим фестиваль «Тропинка». Для участия в фестивале приглашаем всех детей, которые пишут стихи, отражающие дух авторской песни.

Если говорить об Украине, в Запорожье уже 5 лет проводится замечательный детский фестиваль-мастерская «Солнечный зайчик». На фестиваль приезжают очень много интересных людей, приглашаются лучшие педагоги, преподаватели из киевской консерватории, приезжает один из старейших педагогов центра авторской песни в Москве Александр Костромин — они работают с детьми по разным направлениям (актерское мастерство, авторская песня, история, гитара). В программе нет конкурсов, но этот фестиваль дает большой толчок к творчеству.

Как вы считаете, что дает детям авторская песня?
– Песни бардов имеют огромный нравственный потенциал, затрагивают важнейшие эстетические вопросы, они личностны, поскольку адресованы человеку (а не массе народа, как в рок-музыке, например). Слова авторской песни — это мир, в котором присутствуют добропорядочность, дружба, любовь к ближним. И каждая встреча с такой песней помогает ребенку стать добрее, ласковее, лучше. Конечно, много значит семья, но и дети неблагополучных родителей начинают «оттаивать», тянутся к хорошему.

С раннего возраста детям необходимо научиться сочувствовать, сопереживать, поэтому для младшего возраста подбираются песни, развивающие образное мышление, воспитывающие смекалку, фантазию, логику, а также умение разграничивать хорошее и плохое, красивое и безобразное.

Подростки — трудный, но очень важный возраст потому, что в этот период формируется система ценностей ребенка. Доступность и содержательность авторской песни выгодно отличает ее от поп-музыки, имеющей зачастую очень низкий художественный уровень. И, кроме того, изучение авторской песни дает свободу творческой самореализации подростка, облегчает его социальную адаптацию, повышает самооценку, у детей появляется, столь важное в этом возрасте, чувство причастности к своей особой группе. Они не просто слушают новые песни, они учатся петь и сочинять сами.

Клубы, кружки, студии авторской песни предполагают не только учебные занятия, но и частые поездки на фестивали. В этих поездках дети находят много друзей из разных городов, их жизненное пространство расширяется, и они воспринимают себя уже не просто частью двора, улицы, а представителями города, края, страны. С уверенностью могу сказать, что авторская песня помогает юному человеку стать духовно богатым.

Ирина Николаевна, как в вашем кружке реализуется потенциал авторской песни?
– Для себя мы ставим самую простую задачу — заинтересовать детей, повысить их культурный уровень, чтобы они не слонялись бесцельно по улицам и не попали в какие-то неприятные истории. Надо сказать, что наши дети, в основном, из благополучных семей, но есть и из трудных. И знаете, когда ребенок заинтересовался, он начинает серьезно подходить к занятиям, развиваться — он становится интеллигентнее.

Получается, мы работаем и для того, чтобы прослойка интеллигентных людей не только сохранялась, но и со временем росла. Способствуют росту культурного уровня детей и наши поездки. Мы ездим в Крым, ходим на экскурсии: были в музее Максимилиана Волошина, музее Александра Грина, ведь литература — это основа бардовской песни. В прошлом году были в музее планеризма…

Также, мы стараемся сделать нашу работу и жизнь кружка социально-значимой. И мне было очень приятно, когда мне позвонил Владимир Васильев и пригласил наших ребят спеть на презентации своей книги.

Почему вы считаете, что авторская песня нужна современным детям?
– Знаете, мы относимся к своей работе, как к просветительской. Ведь наши дети не только пишут и говорят с ошибками, они очень плохо знают русскую поэзию, русскую да и украинскую культуру. Современные дети не знают мифологии: ни славянской, ни греко-римской. Они не знают классических литературных произведений, на которых росли мы. Бардовкая песня глубока и демократична, она пробуждает интерес к литературе, к знаниям. Нашими известными авторами и исполнителями написано много произведений для детей.

4 марта этого года в Харькове был Сергей Никитин, он пел песни для детей — у него есть целая детская программа.

Обучением детей бардовской песне занимаются и в России, и в Украине. В России, например, кружки авторской песни существуют при школах-интернатах, в музыкальных школах, есть и любительские объединения. Направлений работы много, но объединяет всех педагогов понимание того, что авторская песня имеет огромное положительное воздействие на детей. С бардовской песней возможно воспитание доброты; повышение уровня культуры, знания языка и литературы, а это — существенная помощь школе.

Как меняются дети в процессе занятий?
– Первый признак — меняется речь. Когда дети начинают цитировать слова из песен, когда их речь становится чистой, литературной — это же здорово! Меняются интересы, появляются увлечения вне школы. Когда меняется речь и интересы, значит, меняется культура. Дети начинают дружить, встречаются, общаются. НО! Возможно, многим из них придется в жизни непросто! Придется отстаивать свое видение жизни, свои взгляды, потому что они совсем не похожи на своих сверстников.

В наших занятиях присутствует и воспитательный момент. Часто мы выезжаем на вылазки, ходим в походы выходного дня. Вне дома мы должны создать для себя условия (собрать дрова, принести воды, разжечь костер, оборудовать место стоянки). В этих условиях мальчики начинают чувствовать себя мужчинами, девочки — хозяйками, появляется ответственность. Старшие объясняют младшим что и как делать. И конечно, дети меняются. У нас много примеров, когда сложных детей занятия в кружке изменили в лучшую сторону, не дали сбиться с пути.

Ведь задача кружка — не вырастить звезду, а воспитать хорошего человека, у которого было счастливое детство, и ему есть на что опереться в жизни. Потому что детские счастливые воспоминания — это мощная опора в жизни каждого человека.

Мы благодарим Ирину Николаевну за интервью и желаем творческих успехов!

Кружковцы Харьковского ДДЮТ на концертах и фестивалях




 

 

  Оглавление    О словотерапии    Сказкотерапия>   Стихотерапия>       Странички поэзии>   Песенная поэзия    Далее >> 


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика