Детство

       Психологическая реабилитация 


       

     Оглавление            Далее >>      

Нам говорит старинная пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся.
Но вряд ли в жизни пригодится тот,
Кто, жить готовясь, в детстве не живет.
           С. Маршак

В какие игрушки играть ребенку

 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю., Ражников В.Г.  
Психология Вашего младенца

  Игра — серьёзное занятие для ребёнка. Наблюдая, как играют дети, строят ли они башню из кубиков, кормят куклу или учатся катать мяч, многие взрослые полагают, что всё это просто развлечение,  не  имеющее  ничего общего с серьёзными занятиями в последующей жизни ребёнка: учёбой, приготовлением уроков, овладением специальностью. Это, безусловно, неправильное представление, которое большинству из нас, взрослых, было привито в детстве, когда нас учили, что игра — забава, приготовление уроков — необходимость и обязанность, а работа — скучный тяжёлый труд.
    Когда малыш перекладывает погремушку из руки в руку, когда он пыхтя поднимается по лестнице или строит из кубиков свою первую в жизни башню, — всё это не просто забава, а напряжённая работа — ребёнок изучает мир. Он готовится к предстоящему полезному труду в обществе, готовится стать полноправным созидающим членом исторически сложившегося культурного мира человека. Ребёнок играет не потому, что так легче, а потому, что это занятие трудное и каждый раз требует от него проявления максимума способностей. Наблюдая за ребёнком, Вы можете заметить, что его игра меняется, он овладевает всё время новыми действиями, стремится решить новые и всё более трудные задачи. Кроме того, бесконечно привле­кательно для него то, что делает взрослый или другой ребёнок.

    Итак, игра — важное и серьёзное занятие, поэтому большое значение имеет и то, в какие игрушки играть малышу.

    Ещё до того, как младенец научится схватывать предметы, ему нравится смотреть на ярко окрашенные игрушки, подвешенные над кроваткой. Уже в конце 1-го месяца жизни, когда малыш умеет достаточно хорошо сосредоточиваться, рассматривая что-либо интересное. Вы можете подвесить над его кроваткой, примерно на расстоянии 25-30 см, разноцветные. погремушки различной формы. Вполне достаточно двух-трёх, контрастирующих по цвету и форме (оранжевое кольцо с разноцветными шариками, удлинённый синий колокольчик и пёстрый по­пугай).
    В 2—3 месяца малыши с удовольствием рассматривают изображение человеческого лица. Любимой игрушкой, неизменно привлекающей внимание ребёнка, может стать кукла-неваляшка. Она интересна ещё и тем, что издаёт мелодичные звуки при покачивании. В этом возрасте в кроватку малыша можно посадить красивую куклу в нарядном платье. Ребёнок будет её с любопытством рассматривать. Конечно, время от времени игрушки следует менять. К кроватке можно подвешивать не только игрушки, но и любые другие небольшие по размеру предметы интересной формы (деревянную ложку, яркую коробочку и т. д.). Можно также подвесить на стене разноцветные воздушные шарики или укрепить вертушку из лёгкой цветной бумаги.

    В 4—5 месяцев появляются первые хватательные движения. Ребёнок протягивает к игрушкам ручку, перебирает пальчиками, постукивает ладошкой. После 5-6-ти месяцев детям нравится держать игрушки в руках, греметь ими, пробовать на вкус. Хорошей игрушкой становится небольшая цветная тряпочка или платочек. Малыш будет мять её в кулачке, растягивать, помахивать и трясти ею. Если Вы воспользуетесь такой игрушкой, Вам необходимо предусмотреть, чтобы ткань была чистой и не линяла, так как малыш обязательно потянет её в рот и станет сосать или жевать.

    В 6-7 месяцев ребёнок уже активно играет погремушками, а также небольшими пластиковыми игрушками разной формы. Но наиболее интересны для малыша во втором полугодии предметы домашнего обихода и кухонная утварь. Он подолгу возится с маленькими кастрюльками, крышками, кружечкой. В этом возрасте он учится вкладывать мелкие предметы в более крупные, с увлечением закрывает и открывает коробочку, накрывает крышкой кастрюлю. Интересной игрушкой может стать и картонная коробка, и пустая пластмассовая мыльница.

    Годовалому малышу уже под - силу надеть кольцо на кеглю или на стержень пирамидки. Он учится толкать предметы перед собой и тащить за собой коробку или пластмассовую машинку на верёвочке. Девочки начинают качать куклу, баюкать зайку. Очень полезны игры с различением формы и цвета предметов. Конечно, различение предметов по цвету и форме — сложная задача, с которой большинство детей справляется лишь в 2-3 года, но и годовалый ребёнок способен ориентироваться в своих действиях на эти признаки.
    Попробуйте дать ребёнку полый кубик и два других кубика — такого же и меньшего размера. Малыш с удовольствием в них играет, пытаясь засунуть один в другой. Очень скоро он начинает понимать, что только маленький кубик можно вложить в полый. А если Вы дадите ему кольцо или пластмассовую банку с круглым отверстием и чуть меньшего размера  шарик и кубик, ребёнок, на практике проверив, что лишь шар свободно проходит в отверстие, в следующий раз выберет именно шар, ориентируясь на специфический признак формы. Всё это полезная тренировка, развивающая процессы восприятия малыша и совершенствующая его действия. Японские дети с раннего возраста обучаются играть мелкими предметами (конечно, только в присутствии взрослого),  конструируя  разнообразные  по форме и цвету модели. Интересна для годовалого ребёнка игра в матрёшки и деревянное яичко, которое можно катать.

    После года большинство детей, особенно девочки, уже любят играть мягкими игрушками (куклами и животными).
    Выбирая игрушку для ребёнка, Вы должны иметь в виду, что детям больше нравятся простые игрушки и они гораздо дольше ими занимаются. Это происходит не потому, что дети непритязательны, а скорее благодаря возможности удовлетворить исследовательский интерес и воображение. Часто ребёнку, которому исполнился год, покупают дорогие сложные заводные конструкции, например железную дорогу. Папа, который сам в детстве мечтал о такой игрушке, с удовольствием с ней возится, показывая малышу, как она действует. Однако малыш не проявляет к ней особого интереса. Игрушка сложна для него. Кроме того, в такой поезд ничего нельзя погрузить. Гораздо интереснее поезд из кубиков: два кубика, связанные вместе, — это грузовик с прицепом, а несколько кубиков — уже поезд. Деревянная блок-тележка на четырёх колесиках — лучшая игрушка между годом и полутора годами. Интересно играть и в коробку с верёвочкой, в неё можно что-то складывать и перевозить. Однако в этом возрасте малышам легче толкать предмет перед собой. Если Вы, учитывая это, приделаете к машинке палку так, чтобы ребёнок, держа её в руках, мог толкать машинку перед собой, он будет очень доволен и надолго обеспечен игрушкой во время прогулки.
    Ещё один момент, который нужно учесть. Вы не должны мешать детям играть по-своему. Часто взрослые, купив ребёнку новую игрушку и играя с ним, чересчур все усложняют. Например, мать купила годовалой дочке куклу в одеяле и показывает, как её правильно завернуть. Но девочке это ещё очень трудно, и она, конечно, играет по-своему. Мама делает ей замечания, она разочарована, что у дочки ничего не получается. Или маленькому мальчику подарили кубики, папа показывает, что из них можно построить, а сын делает всё не так. После нескольких показов и замечаний разочарованы и папа и сын.
    Не торопите ребёнка, в своё время он научится правильно строить из кубиков и завёртывать куклу. Если Вы будете подгонять малыша, он может рассердиться или обидеться, так как ему неприятно чувствовать себя неумелым.  Игра должна развивать ребёнка и доставлять ему удовольствие. Если Вы купили слишком сложную для него игрушку, позвольте ему делать с ней всё, что он захочет, или уберите её до тех пор, пока он не подрастёт.

Игры-забавы для младенцев

    Все малыши очень любят играть со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Однако всё чаще стали встречаться родители, которые даже не представляют себе, как можно играть с младенцами. Очень жаль, что из-за этого малыши лишаются многих радостей, беззаботного веселья в то время, которое будто специально отведено природой для развлечений. Видимо, нет необходимости доказывать, что игры не только приносят радость младенцам, но и оказывают благотворное влияние на их развитие, помогают устанавливать тёплые, близкие отношения с окружающими.

    Вот, пожалуй, сама первая игра, в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети, — "Ку-ку". Уже трёхмесячные младенцы с интересом смотрят и веселятся, когда взрослый закрывает ладонями глаза и говорит: "Ку-ку, нет меня, — и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: — Вот он я!". Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся "Ку-ку.1", выглянуть со словами "Вот где я!". Ребёнок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки его голоса и радостно вскрикивать при его появлении. В эту игру дети играют до конца первого года и позже с неубывающим удовольствием. Со временем её можно видоизменить, пряча личико ребенка под косыночкой, и он сам будет сдергивать её со смехом.
    Игра в "Козу" также очень популярна в первом полугодии жизни. Изобразив мизинцем и указательным пальцем "рога", взрослый приго­варивает: "Идёт коза рогатая за малыми ребятами, — приближая бодающую руку к грудке или животику малыша; с возгласом: — Забодаю, за­бодаю!" — он легонько щекочет его, а малыш заливается смехом. То же самое проделывается при игре "Баран-баран", во время которой взрослый понарошку "бодает" ребёнка головой.
    Как только малыш сможет сидеть на руках у взрослого, можно начинать игры типа "По кочкам" или "Поехали, поехали". Посадив младенца на колени, слегка подбрасывайте его, приговаривая: "Поехали, поехали — с орехами, с орехами. По ровненькой дорожке". В чуть более старшем возрасте можно добавлять: "По кочкам, по кочкам, — покачивая малыша, приподнимая по очереди свои колени, и затем: — В ямку — бух!" — расставив ноги и слегка провалив малыша между ними. Сначала с осторожностью изобразите "падение", чтобы не напугать ребёнка. Со временем резкое "падение" будет вызывать особенную радость и бурное веселье.
    Научившись с упором стоять на ножках, младенцы любят пружинить на коленях у взрослого. Это "упражнение" они проделывают без устали, пока не иссякает Ваше терпение. В это время можно начинать игру "Баба сеяла горох". Произносится незамысловатый текст: "Баба сеяла горох — прыг-скок, прыг-скок, обвалился потолок — прыг-скок, прыг-скок. Баба шла, шла, шла, пирожок нашла, села — поела, опять пошла". При этом Вы помогаете малышу пружинить ножками в такт произносимому. На словах "прыг-скок" — приподнимаете его над своими коленями, "села — поела" — сажаете, "опять пошла" — ставите на ножки и начинаете все сначала. Игру можно варьировать, слегка подбрасывая малыша, проваливая его между колен. Всё это не только радует ребёнка, но и способствует развитию чувства ритма, пониманию слов, умению согласовывать движения со словами и ритмом.
    Всем знакомы "Ладушки". Во втором полугодии жизни ребёнка эту игру используют практически все родители. На всякий случай расскажем и о ней. Хлопаете в ладоши и приговариваете нараспев: "Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки!" Затем приподнимаете руки: "Полетели, полетели, — и опускаете их на голову ребёнка: — На головку сели". Если малышу нравится игра, можно произносить полный текст, продолжая хлопать в ладоши: "Ладушки, ладушки, где были? — У бабушки. — Что ели? — Кашку. — Что пили? — Бражку. И попили, и поели, полетели, полетели — на головку сели". Можно проделывать все действия руками ребёнка, и он со временем научится подражать Вам. Сначала он будет только "хлопать" в ладошки, часто не попадая рукой об руку, затем действия станут точнее и увереннее. В этой игре дети учатся и подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.
    "Сорока-ворона" способствует ещё и развитию тонких движений кистей. Водите указательным пальчиком одной руки ребёнка по ладошке другой и приговариваете: "Сорока-ворона кашку варила, деток кормила". Затем загибаете пальчики: начиная с мизинца: "Этому дала, этому дала, этому дала, — доходите до большого пальца: — А этому не дала, — трясёте пальчик: — Он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил, печь не топил, вот ему кашки и не дала!" Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия. А пожелав поиграть с Вами, проделает всё необходимое с Вашей рукой.

    К концу года очень полезны для детей речевые игры. Показывая тот или иной предмет членораздельно произносите его название и просите малыша повторить. Не добивайтесь правильного произношения, продолжайте игру, и вскоре малыш сам станет всё лучше и лучше называть предметы. Затем спрашивайте: "Где ляля?" — и пусть ребёнок отыщет куклу взглядом или покажет ручкой.
     В этом возрасте уже можно рассматривать с ребёнком картинки в книжках. Особенно удобны для этого картонные книжечки с крупными яркими рисунками. Привлекая внимание ребёнка к изображениям животных, людей, игрушек, называйте их и просите малыша найти, где нарисован тот или иной объект. Показывая картинки с изображением животных, имитируйте голосом звуки, присущие им. Киска говорит "Мяу-мяу", собачка — "Гав-гав", мышка — "Пи-пи-пи" (тоненьким голосом), мишка — "У-у-у" (низким голосом), лягушка — "Ква-ква", свинка — "Хрю-хрю", лошадка — "И-го-го", ко­ровка — "Му-у", козочка — "Ме-е-е", барашек—"Бе-е-", пчёлка — "Ж-ж-ж", комарик — "З-з-з" и т.д., насколько хватит Вашей фантазии и голосовых возможностей. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и, конечно же, для понимания речи. Вскоре на вопрос, как делает лошадка (киска, собачка и т.д.), малыш с удовольствием воспроизведёт те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы.
    Любые игры-потешки, которые встретятся Вам в детских книжках, используйте для игр с малышом. Пойте песенки, "танцуйте" с ребёнком - все эти занятия пойдут ему на пользу. Но не забывайте при этом и совместные игры с предметами
[42].   


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика