Реабилитация
детей с перинатальной патологией ЦНС
У значительной части
новорожденных отмечаются различные
неврологические, сенсорные, а также
соматотропные отдаленные нарушения, что
затрудняет социализацию детей и ухудшает
качество их жизни. В связи с этим особое значение
имеет разработка эффективных методов
восстановительного лечения (реабилитации). Эти
методы могли бы применяться с первых дней -
недель жизни (в неонатальном периоде).
Во многих специализированных стационарах под
восстановительным лечением детей раннего
возраста подразумевают в первую очередь
медикаментозные воздействия. Не отрицая важной
роли индивидуально подобранной посиндромной
лекарственной терапии, следует указать, что для
данной категории детей довольно трудно
подобрать адекватную дозировку многих
медикаментов и проконтролировать эффективность
их применения вследствие особенностей
фармакодинамики у описываемого контингента
пациентов. Большинство лекарственных средств,
применяемых в первые недели и месяцы жизни детей
с перинатальной патологией, обладают конкретной
направленностью на отдельные функциональные
системы организма (чаще всего на центральную
нервную систему и ее определенные структуры), за
исключением витаминно-метаболитных комплексов.
Традиционное лечение и реабилитация по
отдельным нозологическим единицам не позволяют
осуществлять терапию с позиции целостного
организма. Кроме того, в последние годы во всем
мире прослеживается тенденция к ограничению
использования лекарственной терапии, что
объясняется значительным распространением
аллергических заболеваний и загрязнением
окружающей среды. В связи с этим в реабилитации
таких детей ведущую роль отводят
немедикаментозным методам воздействия, которые
по сравнению с лекарственной терапией
характеризуются более мягкой (щадящей) нагрузкой
на организм, причем, как правило, на несколько
функциональных систем или на весь организм
одновременно.
Основные методологические принципы
реабилитации детей с перинатальной патологией
ЦНС
Общие принципы реабилитации
предполагают следующее.
1. Раннее начало реабилитации - вторая-третья
неделя жизни (включая крайне маловесных
недоношенных детей).
2. Строго индивидуальный подход к больному
ребенку (в зависимости от возраста, степени
зрелости, тяжести основной патологии, характера
сопутствующих заболеваний, индивидуально
конституционально-генетических характеристик).
3. Подход с позиций целостного организма
ребенка (нельзя заниматься только коррекцией
неврологических нарушений). Как правило, у
большинства детей раннего возраста нарушения
носят нейросоматический характер. У части детей
соматические проявления перинатального
поражения мозга преобладают в клинической
картине, такие, как вегето-висцеральные
нарушения.
4. Комплексное использование различных средств
- медикаментозных, физических,
психолого-педагогических.
5. Меры реабилитации на различных этапах оказания
помощи ребенку должны иметь необходимую преемственность
(логичную последовательность). Этапность
реабилитационных мероприятий предполагает
последовательно использовать различные приемы и
способы коррекции, а также обеспечивать процесс
реабилитации в различных условиях: в стационаре
II этапа (отделение выхаживания); в стационаре III
этапа (психоневрологическое отделение или центр
реабилитации маловесных детей с возможностями
использования дневного стационара); в детской
поликлинике (амбулаторное отделение
реабилитации) и обязательно в семье больного
ребенка [32].
На Украине с 1998 г
одобрено направления реабилитации детей с
органической патологией нервной системы -
"Тандем" - медицинской и
социально-психолого-педагогической
реабилитации.
Концепция "Тандем"
способствует развитию и возобновлению
функциональных систем детей с органическими
поражениями нервной системы. Интегральная
индивидуальная программа реабилитации детей,
складывается из разных форм сотрудничества и
взаимодействия, обеспечивает социальную
адаптацию каждого ребенка в окружающей среде
[39].
|