Словотерапия

 Харьков-Здоровье


Стихотерапия


    Оглавление       О словотерапии>   Сказкотерапия>   Стихотерапия>       Странички поэзии>   Песенная поэзия >   Далее >>   


Поэт врачует словом душу
Вадим Шарипов

 


С
тихотерапия
 

Стихотерапия. Полет души

Когда душе чего-то не хватает,
И нотки грусти жалобно звучат,
Когда унынье чёрной мухою летает
И мысли злобной яростью рычат,
Тогда бери перо скорее в руки
И раскрывай свой внутренний талант,
Тебя терзают пусть рожденья муки,
Чтоб ты был ими, как султан, богат,
Чтоб мысль твоя идеями бурлила,
Чтоб побывал ты в сказочной стране,
Чтоб искренне Вселенная любила,
Чтоб счастье находил в самом себе.
О, как тебя мучения захватят,
Как увлечёт творения процесс!
Монетой вдохновенья он заплатит,
Прорвётся ленности невидимый абсцесс!
Возьми перо, две строчки напиши,
Бальзам создай для творческой души.
Держись, как в своих виршах, удальцом,
И будет сказка с радостным концом!
Автор: Татьяна Подцветова

Источник: http://podcvetova.ru/stih/stihoterapija
© Татьяна Подцветова - Стихи и сказки


Віршотерапія, Оксана Стогній (Рибась)
"Просто Передача".
Київське обласне ТБ, студія "Бард".
Тема: "ВІРШОТЕРАПІЯ".
Ефір 20 травня 2016.
https://www.youtube.com/watch?v=4GnEoZwWbEA&list=PLvIIPKf381wgtl2KWKSMciI5OfR2WRoyX&index=1

 

https://www.facebook.com/groups/slovtherapie/?fref=ts  - Проект Словотерапия
http://vk.com/slovtherapie  - Проект Словотерапия

Стихотерапия - метод арт-терапии, лечение посредством творчества, с помощью стиха, ритмики.
Стихотворения – это способ выражения внутреннего мира, в котором кристаллизуется все самое интересное, самое нужное, самое главное в жизни. Через стихотворения происходит общение со своей внутренней силой, которая проявляется в моменты творческого озарения.
Стихотерапия - индивидуальный, эффективный  метод психорегуляции, который не только улучшает состояние организма, но и позволяет создавать нужный эмоциональный настрой. Стихотворения имеют мощный заряд энергии. Они позволяют расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей, изменить их направление, встретиться со своими истинными желаниями. Специальная подборка стихотворений позволяет усиливать энергию, подключая к работе внутреннюю силу, которая проявляется в моменты творческого озарения.
Стихотерапия по своему воздействию, является мощной целительной методикой, сравнимой с прохождением сильных тренинговых программ. Наряду с фототерапией, музыкотерапией, стихотерапия эффективно помогает исцелению.

"В нашем мире существуют тысячи разных лекарств. Много яркой рекламы на телевидении, в интернете, прессе, которая обещает чудесное исцеление. Но от душевных страданий исцелить нас таблетки вряд ли смогут. На помощь приходит поэзия. Стихи настраивают человека на волну созидания, душевной радости, эмоционального подъёма, подпитывает энергией от новых впечатлений. Для молодёжи огромную ценность имеет любовная поэзия ввиду того, что любовные признания в стихах очень романтичны и могут наиболее полно выразить всю гамму чувств, которую испытывает близкий человек. Философские стихи помогают познать смысл жизни, прикоснуться к мудрости.
Если у вас плохое настроение, поэзия может оказать целебное действие; поэзия это - лекарь, у которого всегда есть наготове бальзам, заживляющий душевные раны, она также действует профилактически и в области телесных недугов. Поэзия - это эстетические переживания, душевный покой, душевная радость... "
Источник: http://my.mail.ru/community/orbit_a/34BFBAB3399D311D.html


Интересно, что стихотерапию, ритмотерапию интуитивно уже давно-давно использовали родители, дедушки и бабушки при воспитании младенцев.  Это так называемые потешки, пестушки, детские стихотворения и песенки. Они помогали настраиваться на биоритмы ребенка, наладить контакт с малышом, знакомить его с миром. И если к этому присоединить тактильное воздействие, поглаживание, положительный эмоциональный настрой, простые упражнения - получается целостная методика раннего развития


Источник: http://polubomu.com/slovar/015chada.htm

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают...
Пестование, чтоб вы знали, - это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. Оказывается, все старославянские "игры для самых маленьких" (типа "сороки-вороны", "трех колодцев", "ладушек") - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе акупунктуры.

Пестование

Если вы ребенка просто пеленаете, моете и кормите - это вы за ним ухаживаете. Если вы говорите при этом нечто вроде: "Ах ты мой сладкий! Давай-ка эту ручку сюда, а вот эту - в рукавчик. А теперь мы наденем памперс" - это вы его воспитываете: ибо человек должен знать, что его любят, с ним общаются и вообще пора когда-нибудь начать разговаривать.
 

А вот если вы, умывая дитятю, произносите пестушку вроде:

Водичка, водичка,
Умой мое личико -
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

А делая массаж или зарядку, приговариваете:

Потягушки-потягунюшки,
Поперек толстунюшки.
Ноженьки - ходунюшки,
Рученьки - хватунюшки.
В роток - говорок,
А в головку - разумок...


Так вот, если вы пичкаете ребеночка этими приговорками-пестушками, то вы устанавливаете ритм, включаетесь в общий энергетический поток земли. На земле все подчинено определенным ритмам: дыхание, кровообращение, выработка гормонов... День и ночь, лунные месяцы, приливы и отливы. Каждая клеточка работает в своем ритме. На том, кстати, и строятся заговоры от болезней: ведуны ловят "здоровый ритм" и подстраивают под него больной орган. Так что на каждую болячку - свой стих. Современный городской человек из природных ритмов выбит, он отгораживается от них, а бунтующий организм успокаивает таблетками.

Сорока-ворона

На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. И все эти "бабушкины сказки" - не что иное, как массаж в игре.
Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре "Сорока-ворона кашу варила, деток кормила" стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша. На центре ладони - проекция тонкого кишечника; отсюда и надо начинать массажик. Затем увеличивайте круги - по спирали к внешним контурам ладони: так вы "подгоняете" толстый кишечник (текст надо произносить не торопясь, разделяя слоги). Закончить "варить кашу" надо на слове "кормила", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).

Дальше - внимание! Все не так просто. Описывая работу "сороки-вороны" на раздаче этой самой каши деткам, не стоит халтурить, указывая легким касанием "этому дала, этому дала..." Каждого "детку", то есть каждый пальчик вашего младенца надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный - для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени; указательного - желудка. Большой палец (которому "не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил - вот тебе!") не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый "легочный меридиан". Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует "побить", чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.

Кстати, эта игра совершенно не противопоказана и взрослым. Только вы уж сами решайте, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.

Ладушки

Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, "запрятанный" в кулаке, считают признаком снижения мыслительной способности либо истощения жизненной энергии. "Потому-то, - говорят они, - у младенцев всегда сжаты кулачки. А по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается". Не исключено, что существует и обратная взаимосвязь. Ведь утверждают же и психологи, и неврологи, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Так что вполне вероятно, что, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнет работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности... К собственной ладошке, к голове или к маминой руке. Для того, должно быть, славянские волхвы и придумали игру в "ладушки".

- Ладушки, - говорите вы, - ладушки. - И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
- Где были? У бабушки!- соедините его ручки ладошка к ладошке.
- Что ели? Кашку! - хлопнули в ладоши.
- Что пили? Бражку! - еще раз.
- Кыш, полетели, на головку сели! - это самый важный момент: малыш
прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Понятно вам теперь, почему игра называется "ладушки"? Да потому что она налаживает работу детского организма. И, спорим, вы никогда не задумывались о происхождении слова "ладонь"? Центр наладки!

Три колодца

Это, пожалуй, самая забытая из "лечебных игр". Тем не менее она - самая важная (если, конечно, вы не намерены с детства начать пичкать своего потомка антибиотиками).
Игра строится на "легочном меридиане" - от большого пальца до подмышки. Начинается с поглаживания большого пальца:
- Пошел Ивашка за водою и встретил деда с бородою. Тот показал ему колодцы...
Дальше следует слегка надавить на запястье, прямо на точку пульса:
- Здесь вода холодная, - нажав на эту точку, мы активизируем иммунную систему.
Профилактика простуды.
Теперь проведите пальцем по внутренней поверхности руки до локтевого сгиба, надавите на сгиб:
- Здесь вода теплая, - мы регулируем работу легких.
Пошли дальше, вверх по руке до плечевого сустава. Чуть-чуть нажмите на него (мы почти закончили "массаж легких"):
- Здесь вода горячая...
- А тут кипяток! - Пощекочите карапуза под мышкой. Он засмеется - а это само по себе хорошее дыхательное упражнение.


Трудно переоценить роль использования стихотерапии в детском возрасте. С помощью детских стихотворений ребенок познает мир, учится добру, созиданию, учится радоваться жизни, разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо...

Источник: http://www.razumniki.ru/stihi.html - Детские стихи

Детские стихи

На третьем году жизни дети очень любят слушать и быстро запоминают стишки, песенки, потешки, прибаутки. Это также существенный показатель развития их мышления, памяти и, конечно же, речи, причем речи образной, эмоциональной. К сожалению, в последнее время из нашей речи уходят эти прекрасные образцы народного творчества, известные еще нашим бабушкам и прабабушкам. И все-таки не забывайте о них, хотя бы читайте, дайте ребенку возможность насладиться яркой россыпью русского слова.

В этом возрасте формируется описательная развернутая речь детей - речь-монолог. Появление ее связано с расширением круга общения, представлений ребенка, с ростом его самостоятельности. И здесь роль взрослых особенно велика! Родителям следует знакомить малыша с примерами такой речи, ее эталонами, чаще рассказывать сказки, читать стихи, небольшие рассказы вместе с ребенком. Бывает, что малыш быстро запомнил стихотворение, сказку и так забавно, по-детски их рассказывает маме и папе, бабушке и дедушке. Но вот пришли в гости знакомые, и родителям очень хочется показать достижения своего любимца. Они просят его рассказать одно, другое стихотворение. А ребенок не хочет, стесняется или рассказывает, но так невыразительно... Не надо принуждать его. И даже если ваш ребенок свободно держится, сам готов рассказывать еще и еще, не выставляйте его напоказ, во всяком случае часто. Пусть он с малых лет понимает, когда и как можно похвастаться своими достижениями, не становясь назойливым. И еще одно важное достижение в развитии речи детей данного возраста - это словотворчество.

Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза - «стрекозел», морщинки на лбу - «сердитки», «глазки выньми», «журчей»... Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: "Вот притонула, а вот вытонула". Замечательный мастер слова пишет, что только глухонемой не заметит изысканной пластики и тонкого смысла этих двух слов. Притонуть - не то что утонуть, это утонуть на время, чтобы в конце концов вынырнуть. К.И. Чуковский объясняет такое детское творчество копированием речи взрослого. Но ребенок обращается со словами по-своему. «Сам того не подозревая, он (ребенок) направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогии усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство. Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в трудной повседневной работе».

Такое неосознанное словесное творчество Корней Иванович Чуковский назвал одним из самых изумительных феноменов детства. Прочитайте его книгу «От двух до пяти», в ней очень много полезных советов родителям.

На сайте http://www.razumniki.ru/stihi.html  - "Детские стихи"  можно познакомиться со стихами Агнии Барто, Корнея Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака, Сергея Михалкова, Марии Митлиной, Елены Благининой, Бориса Заходера, Кирилла Авдеенко, Анны Вишневской,
Владимира Маяковского. Можно подобрать детские стихотворения к праздникам, стихи о семье, о школе, о природе, временах года.


http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2891 - Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества
Год издания и номер журнала: 2002, №3. Автор: Оганесян Н.Т.
http://kharkov.vbelous.net/iambus.htm  - Стихи харьковских поэтов

 

 

     

    Оглавление       О словотерапии>   Сказкотерапия>   Стихотерапия>       Странички поэзии>   Песенная поэзия >   Далее >> 

    


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика