Детство / детская неврология / социальная реабилитация 


 
Родительские советы и истории


Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику

Извините, рубрика "Социальная реабилитация" находится в стадии разработки, информация об обновлениях - на стр. Новости

www.svoboda-ruchu.com.ua/img/pic.jpg

Родительские советы

Как победить ДЦП и инвалидность ребенка

стр. 1, 2, 3

Источник: http://7ya.in.ua/forum/index.php?showtopic=78

Ора
    Детский церебральный паралич (ДЦП) - является заболеванием центральной нервной системы, которое возникает при нарушениях внутриутробного развития, также при родовых травмах и в первые дни жизни. В центре клинической картины находятся двигательные расстройства, сопровождающиеся нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, вестибулярного аппарата, глубокой чувствительности и пр.), а также речи и психики.
    Частота заболеваний заметно увеличивается.
    Комплексное лечение детского церебрального паралича включает в себя: медикаментозные средства, лечебная физкультура, различные виды массажа, физиотерапевтические процедуры, ортопедическая помощь, обучение навыкам самообслуживания и труда, занятия с логопедом и психологом.
    Лечение основано на многолетней программе обучения движениям.
    Вот как его определяет энциклопедия "Здоровье матери и ребенка" (Киев):
paralysis infantilis cerebralis - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга - внутриутробно, в родах или в период новорожденности; характеризуется двигательными расстройствами (параличи, парезы, реже гиперкинезы и атаксия), а также нарушениями психоречевых функций.
    Основной патогенетический механизм ДЦП - внутриутробная гипоксия, внутричерепная травма.
    Этиология - интоксикация плода, нарушения питания матери, перенесенные ею заболевания, в том числе и инфекционные, приводящие к внутриутробным энцефалиту, менингиту (токсоплазмозным, листереллезным, колибактериальным, стафиллококковым, стрептококковым, гриппозным и др.), в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга.
    Клиника определяется локализацией и тяжестью повреждений. Поражение пирамидальной системы сопровождается спастическим параличем или парезом. Повреждение экстрапирамидных участков мозга приводит к экстрапирамидной ригидности и дистонии, хореоатетозным гиперкинезам.
    В зависимости от преимущественного характера двигательных расстройств и тяжести течения патологического процесса выделяют различные формы ДЦП.
    Двойная гимиплегия (наиболее тяжелая форма) - спастический тетрапарез со значительным поражением рук. Как правило, наблюдается олигофрения в степени тяжелой дебильности, имбицильности или даже идиотии.
    Спастическая диплегия - спастический паралич ног с их перехлестом (болезнь Литтла). Задержка развития психики и речи не резко выражены.
    Гиперкинетическая форма характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, наряду с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Развитие интеллекта идет в большинстве случаев удовлетворительно.
    Мозжечковая форма (атонически-астатическая) характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами; нередки речевые расстройства в форме мозжечковой или псевдобульбарной дизартрии. При этой форме ДЦП отмечается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.
    Гемипарическая, или гемиплегическая, форма характеризуется гемипарезами с преимущественным поражением руки, афазией, часто с джексоновскими судорожными припадками. Наблюдаются замедление роста и укорочение длины костей парезированных конечностей. У части детей при этом отмечается олигофрения в степени дебильности, реже имбицильность
    Почти каждый день я получаю подобные письма:
    "Здравствуте!
Я бы хотела очень получить любую информацию по лечению ДЦП. У меня болен племянник. Ему скоро будет три годика. Форма болезни не очень тяжелая, но все равно очень хочется чтобы он выздоровел! Он очень добрый, веселый мальчик. Все кто может помогите пожалуйста нам."
    Ответ:
    Ольга! Можно создать для вашего малыша страничку, создать отдельную тему, где описать полно всю ситуацию ( будет масса ответов и поддержки). Помочь можно всегда, тем более если ребенок не сильно тяжелый и нет сопутствующих заболеваний. Могу написать всем желающим в ящик об опыте нашем и многих других детей, которые находятся на пути исцеления. Я призываю всех: Давайте делиться, общаться, обмениваться опытом о том как воспитать и поднять "Особых детей". Существует много организаций помогающих и консолидирующих взрослых, подростков инвалидов, но очень мало организаций родителей и родственников детей-инвалидов. А ведь вместе мы многое можем. Информация, обмен ей, помощь в организациях реабилитации и досуга, социальная реабилитация, совместный отдых, консультации по объемным знаниям в области льгот и прав для детей инвалидов и их семей... Что касается реабилитации медикаментозной и лечению у специалистов и клиниках -этому посвящена большая часть нашей жизни. Поэтому, давайте объединять усилия, знания. Только вместе мы можем побороть инвалидность наших детей!!! Постараюсь обобщать на этом сайте все новости и информацию о методиках и способах преодоления этого недуга. Смотрите ссылки ниже. Всем здоровья!
    Мысли и рассуждения вслух...
    Начну с того, что расскажу как на прошлой недели я познакомилась с замечательными людьми, которые создали общественную организацию родителей детей-инвалидов, которая занимается трудоустройством, социальной реабилитацией ( проводит выставки, занятия, соревнования, имеет видеостудию и снимает фильмы с участием людей с ограниченными возможностями), предоставляет всем нуждающимся социальную гостиницу и транспорт, ведет социально-правовое консультирование по вопросам родителей детей-инвалидов и самих детей, осуществляет организацию досуга и летнего отдыха и реабилитации детей инвалидов и членов их семей, занимается квотированием рабочих мест, организацией благотворительных аукционов поддерживающих различные нужды ( расходы на операции , лечение, лекарства) "Особых детей".
( кстати организацией предоставляются бесплатно путёвки в г. Евпатория для детей больных серьезными неврологическими заболеваниями
http://www.mdm-tour.com/evp/000evp5.htm )

Санаторий ДЦП при Министерстве обороны Украины контакты:
Телефоны: директор - 8.10380 6569 3-11-50 и 8.10380 6569 3-14-00 - вахта или что-то такое. Факс 8.10380 6569 3-11-55
Город Евпатория, ул. Дувановская, д.21
(здесь есть полный комплекс реаб. мероприятий и даже лошадки) стоимость от 1 т евро., если не через фирму посредника заказывать путёвку).

    Аналогов такой организации, мне не довелось увидеть ни разу. Это и навело меня на мысль о создании подобной организации, её филиала, представительства, ибо дело нужное , важное! Родители и люди, кому близка проблема ДЦП, давайте объединятся в союз!
Короче говоря, тронута до глубины души. До сих пор всё увиденное анализирую... :

Общественные организации помощь детям при ДЦП :

    Региональная Благотворительная Общественная Организация «Центр лечебной педагогики»
    Общероссийская Общественная Организация Инвалидов вследствие психических расстройств и их семей «Новые возможности»
    Межрегиональная Общественная Организация инвалидов «Равный»
    Международная Общественная Организация инвалидов «Центр содействия оказанию правовой и социальной помощи инвалидам»
    Региональная Общественная Организация Инвалидов с Детства «»РООИД
    сайт «Права инвалидов с интеллектуальной недостаточностью в России», созданный Ассоциацией «Даун Синдром»
    Региональная Общественная Организация инвалидов «Диотима»
    Региональная Общественная благотворительная организация инвалидов «РОБОИ»
    Региональная Общественная Организация социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг»
    Региональная Общественная Организация инвалидов «Перспектива»
    Региональная Общественная Организация Инвалидов «СТРАТЕГИЯ»
    Фонд поддержки Интегративного образования «Шаг навстречу»
 

Тематические сайты и форумы:

    Форумы сайта «Особое детство»
    Конференция «Другие Дети» сайта 7я.ру
    Конференция клуба «Родим и вырастим» Особые дети
    Конференция МАТЕРИНСТВО, «Дети с особыми потребностями»
    «СТРАНА ГЛУХИХ» Сайт глухих и слабослышащих людей
    МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ. Социально-профессиональная интеграция подростков с тяжёлой инвалидностью в РФ
    сайт «Город Золотой»
    психологический центр ИНСТИТУТ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ И АДАПТАЦИИ
    Первый российский интернет-портал для людей с особыми потребностями
    Психологический форум «Нестандартный ребёнок»
    Детский Экологический Центр «Живая нить». Иппотерапия
    Центр «Виктория». Норильский детский центр социальной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями
 

Персональные странички

    Мыс Доброй Надежды.Сообщество семей, воспитывающих детей с Синдромом Дауна
    Пленники незримых стен
    Берлога медвежонка Миха. Слепой ребёнок - воспитание, обучение, адаптация
    синдром Ретта глазами родителей
    Полин дом. Домашняя страничка Полиной мамы
 

Сайты, содержащие полезную информацию:

    Семейное образование, Домашнее образование, Экстернат
    Развитие речи у детей
    Муковисцидоз. В поисках ответа на вызов судьбы
    Лечение детского церебрального паралича
    Каталог образовательных интернет-ресурсов
    Институт Новых Технологий
    Аутизм: путь к выздоровлению
    База данных образовательных и развивающих учреждений города Москвы, работающих в области специальной педагогики и психологии
 

Благотворительный фонды. Сайты помощи:

    Благодарение. Благотворительный фонд помощи детям-инвалидам
    Благотворительный фонд «Абсолют - помощь»
    Дети Феникса. Благотворительный Фонд помощи детям – инвалидам и их семьям
    «Здесь и сейчас!» Благотворительный фонд помощи детям-сиротам
    rolleyes:

    Буду выкладывать ссылки для тех,кого интересуют методики восстановительного лечения при ДЦП:
http://rc.odessa.ua/
   
"В Одессе лечение бесплатно - это благотворительный центр, в котором лечатся дети со всей Украины. из России, Молдовы, из Польши...
Там проводят современную диагностику и лечение именно деток с ДЦП. Мы много чего пробовали, но в Одессе, я считаю, предлагают неплохой курс реабилитации. Там неплохие специалисты: невропатологи. ортопеды, окулисты, логопеды, массажисты, психологи, педиатры, врачи и инструкторы ЛФК - все сотрудничают между собой в процессе лечения ребёнка. Невропатолог назначает каждому ребёнку индивидуально процедуры. Вот все процедуры( кроме тех, которых я не знаю, до которых мы ещё не доросли): рефлексотерапия или иглоукалывание( очень хороший врач там есть), массаж, ЛФК (на хорошем уровне, лучше , чем у Козявкина и где-либо, мягкая комната, сенсорная комната, разнообразные физпроцедуры, иппотерапия, гидромассаж, занятия с логопедом, занятия в компьютерной комнате, с психологом. Курс лечения рассчитан на 2 недели, или на месяц. Периодичность оптимальная - раз в 3 месяца( это всё согласовывается с врачом, учитываются и ваши пожелания).Лечение, все обследования - бесплатно. Жильём они пока не обеспечивают( только строится корпус для мам и деток), но есть больница, в которой можно жить ( правда далековато находится - неудобно) Можно снимать комнату у хозяйки совсем рядом с центром. Запись предварительная по телефону:(0482)22-71-37, 724-05-48, email:referent@rc.odessa.ua - можно выслать историю болезни.
Называется Центр "Золотой ангел". "

    Вот координаты центра в Радимичах:
    Немецкий центр восстановительного лечения в Радимичах.
    Брянская область, г.Новозыбков, ул.Комсомольская, д. 29.
тел. 2-07-81, 5-13-97
     заведующая Жукова Ольга Владимировна
    Лечение там минимально платное, цены вполне доступные ( в 2004 году консультация стоила 100 рублей, 10 дней лечения 700 рублей).
    Занимаются там по методике Войта. Чтоб попасть туда нужно созвониться с ними и отправить выписку, а они уж там назначат дату лечения ( существует очередь, нужно ждать, кроме того предпочтение отдается тяжелым деткам)
    С собой просят привезти выписку, заключение ЭЭГ и справку из СЭС.  Там нет стационара, жить нужно устраиваться в частном секторе.

    http://www.reha.lviv.ua/
    Клиника профессора Козявкина
    Международная клиника восстановительного лечения
    ул.Помирецкая 37, 82200
    Трускавец, Львовская обл., Украина
    Тел.: +38(03247)65200
    Факс: +38(03247)65220
    E-mail: center@reha.lviv.ua

    Реабилитационный центр "Элита"
    просп. В.Чорновола 45а, 79058
    Львов, Украина
    Тел.: +38(0322)725030
    Факс: +38(0322)528251
    E-mail: elita@reha.lviv.ua
   
В основу лечения положены методики лечения детского церебрального паралича :биомеханическая коррекция позвоночника и крупных суставов, в сочетании с комплексом лечебных мероприятий: рефлексотерапией, лечебной гимнастикой, системой массажа, ритмической гимнастикой, механотерапией и апитерапией. Бытует мнение среди людей, что профессор отличный мануал! Но результаты отличные в виду комплексного подхода в лечении. А вот независимые отзывы:
http://www.gloria-lucia.com/forum/viewtopic.php?t=862
http://www.llr.ru/razdel4.php?id_r3=2&id_r4=167&simb=%D6

    профессор Севастьянов В.В.- самые лучшие отзывы в плане лечения ДЦП, медикаментозное лечение отличное итальянскими препаратами+ массаж, ЛФК, физио, логопед, соцреабилитолог.- моя оценка 5+
    424031,
    Республика Марий Эл,
    г. Йошкар-Ола,
    ул. Пролетарская, д. 65.
    Тел.: (8362) 72-01-20.
    Факс: (8362) 64-46-58.
    Е-mail: cpr@mari-el.ru
    Еще ссылки о методике:
    http://medicpress.ru/archive/694535.html
    http://www.marpravda.ru/news/society/2005/...50628_05/?print

    http://www.eii.ru/rus.htm - Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства - научно-практический центр, оказывающий клинические услуги семьям, имеющим детей с нарушениями, и осуществляющий образовательные программы для специалистов в области раннего вмешательства и реабилитации.
    Адрес: 191104, Россия, Санкт-Петербург, ул. Чехова, 5.
    Телефоны: (812) 272 90 15, (812) 272 90 30
    Факс: (812) 272 90 15
    Есть прекрасный у них в ИРАВ реабилитолог Клочкова Екатерина, очень её Вам рекомендую...оценка 5

    http://www.kostik-spb.by.ru/knigi/knigi.html - Здесь вы можете скачать отличные книги по ДЦП методикам реабилитации

    Клиника детских параличей
    Руководитель — к.м.н. В.В. Умнов
    Зав. отделением — Т.И. Алякина, хирург высшей категории
    тел. (812) 465-28-40
    электронная почта к.м.н. В.М. КЕНИС vladimir_kenis@turner.ru
    Консультативный прием пациентов каждый понедельник в поликлинике института (Санкт-Петербург, Пушкин, ул. Парковая, 64-68,
тел. (812) 465-49-95)
после операции хорошо попасть сюда

   Огонек
   198903, Санкт-Петербург
   Петродворец-5
   Санкт-Петербургское ш., д. 101
   Тел./факс: (812) 421-1145
   (812) 421-4043 - начмед

    http://kaluga-bor.ru/index.php?do=static&page=contact
    детский санаторий Калуга Бор для детей с неврологическими расстройствами в т.ч. ДЦП - оценка 3, но тоже комплексный подход в  реабилитации
    Детский санаторий "Калуга Бор" для детей с неврологическими расстройствами в т.ч. ДЦП. Комплексный подход к реабилитации. Лечение бесплатное, попасть можно просто. Пребывание 100 р. в день для ухаживающего.
    Адрес:248007,Россия,г.Калуга,территория Городской Бор
    Тел./факс: (4842)57-40-41
  
  E-mail:info@kaluga-bor.ru

    http://www.ne-bolit.narod.ru/ther.htm пишет о Методе Скорбун-Зверева при лечении ДЦП г.Троицк МО следущее:
    Реабилитация двигательной активности и нервно-мышечной координации при поражениях центральной нервной системы по методу Скорбуна-Зверева http://www.trovant.ttk.ru/vasia/method_r.htm. В основе метода комплекс упражнений при вибрационном воздействии на напряженные мышцы. Частота, амплитуда, место приложения, сила воздействия и траектория точки приложения вибрации определяется группой мышц, на которые оказывается воздействие, и характером поражения их моторных функций, а также индивидуально, в зависимости от состояния пациента.

    Ортопедические принадлежности, которые могут помочь ребенку с ДЦП, см.
    http://www.conmetholding.ru/ru/ort_1/ -аппарат парный замковый оценка 5
    http://www.amsat-kovert.ru/servicesru.php- еще одна методика, пока результат её мы не испытали до конца, но уже лечились по ней.
    http://www.orto-med.ru/ortez.php - ортезы
    http://www.orto-med.ru/ortez/AN8-30.php- аппараты
    http://steportho.ru/catalog/stopa.html-- шины

    Сайт по аппарату СВОШ для детей с ДЦП
    www.campscandinavia.se http://www.campscandinavia.se/
    Он только на европейских языках.
Я попробую Вам дать инструкцию:
1. В левом столбике Меню выбирите позицию "Produkter"
2. Из открывшегося ниже списка выбирите S.W.A.S.H.- смотрите, этот аппарат можно заказать и его привезут Вам из Швеции, это отличный аппарат для коррекции ДЦП, осбенно при налич. спстики

    Здесь вы можете ознакомиться с правами родителей больного ребенка
 
  http://forums.rusmedserv.com/showthread.php?t=18757

    Модная ортопедическая обувь
  
 http://www.orthomoda.ru/child.php

    А здесь Вы прочтёте большой положительный опыт о лечении и почти полной реабилитации - неизлечимого на сегодняшний день заболевания ДЦП
   
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=3560

    http://www.chokashvili.spb.ru/index.phtml методика лечения ДЦП --- остеопатия, Консультативно-реабилитационный центр
кранио-сакральной терапии мы лечились более 6 мес., рез-т был у нас мало заметен.

    http://www.babyglance.ru/--общественный фонд содействия развитию творчества детей-инвалидов ДЦП!!!

    http://www.osoboedetstvo.ru/rights/ibase/index.html Здесь вы можете ознакомится с правовой защитой ребенка с ДЦП

 

Практические рекомендации по физическому воспитанию при детском церебральном параличе

Ли Ю Сан
Московский педагогический государственный университет

    Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела [1].
    С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении комплексов упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения.
    У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развития зрительных и тактильных ощущений.
    Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений.
    Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются:
- регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики,
- строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием,
- постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки [2].
    Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом:
Упражнения для растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения.
Упражнения для развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы.
Упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов.
Упражнения взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц.
Упражнения на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов.
Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог.
Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе).
Тренировка органов чувств: упражнения для стимулирования органов чувств через повышение чувствительности мышц.
Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшения равновесия и двигательной силы.
Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяся тренировка на сопротивление для развития мышечной силы.
    Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутся нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаивая позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной".
    Специальная физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы.
C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия.
    Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы.
    Используя запланированный комплекс упражнений, направленных на развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка с дефектом нервной системы [3].
    При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуется меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом.
    Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической формах - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движения, то при астатической форме более подходящими являются кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническая форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений для больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений.
    Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка.
    Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др.
    В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу.
    В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время.
    Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, стрельба из лука, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющим больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются.

Лечат ли детский церебральный паралич на Западе ?

    Из письма в " АиФ":
    "За пятъ лет жизни моей дочери мы с ней уже, кажется, прошли огонь, воду и медные трубы. Во время родов у ребенка было кислородное голодание (гипоксия), и когда девочке исполнился год, а она все еще не могла сама ни сидеть, ни стоять, нам поставили окончательный диагноз: детский церебральный паралич. Где мы только не лечились, что только не испробовали. При виде человека в белом халате у девочки начинается истерика: она знает, что сейчас ей сделают больно. Я уже не говорю, каково приходится мне. Невропатолог, ортопед и массажист - каждый говорит разное, а решать приходится матери. А сколько в газетах пишут о всяческих чудесах: "Ребенок встал и пошел". Естественно, появляется надежда - бежишь, записываешься на прием в очередной медицинский центр, а потом, наученная горьким опытом, обзваниваешь других родителей и узнаешь, что нередко "результат" заключается в том, что ребенка отправляют в больницу с судорогами. А недавно одна знакомая приехала из Германии, где она прожила несколько лет, и рассказала, что там лечат ДЦП совершенно по-другому. Я спросила у нашего врача, а он в ответ посмеялся: "Да что вы, милая! На Западе ДЦП вообще не лечат! Там занимаются только реабилитацией. А у нас - лечат, причем причину заболевания". К сожалению, лично моему ребенку - да многим из тех, кого я знаю, - пока не вылечили ни само заболевание, ни его причину, ни последствия, а потому хотелось бы узнать, действительно ли на Западе все лечение ДЦП сводится к тому, что ребенку назначают социальное пособие и выдают инвалидную коляску?"

И. Кротова, г. Реутов

    ЛЕЧЕНИЕ - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ РЕАБИЛИТАЦИИ. Надо сказать, что в одном этот врач был прав: на Западе действительно занимаются реабилитацией детей с ДЦП и другими патологиями опорно-двигательного аппарата: медико-социальной реабилитацией. Профессор д-р Маттиас, главный консультант реабилитационного центра г. Мюнстера в Германии, задачи реабилитации, детей-инвалидов видит в том, чтобы "с помощью медицинских, педагогических, социальных и общественно-политических мероприятий вернуть ребенку полноценное ощущение жизни. Сделать все, чтобы помочь ему занять свое место в окружающем мире: в семье, школе, на работе и в обществе". Это - система. Разрабатывалась: и налаживалась она не год, не два и даже не десять. И ныне эта система работает на Западе, что называется, "без сбоя". И не нужно думать, что медицинский аспект при этом отходит на второй план. Просто наряду с чисто медицинскими мерами, направленными на восстановление и совершенствование двигательных и интеллектуальных способностей ребенка, там также занимаются и массой иных проблем, связанных с тем, как этот ребенок будет жить дальше. Даже если судить по оснащенности улиц и зданий в любой западной стране пандусами, лифтами и специальными подножками у общественного транспорта, которые опускаются на остановке до уровня тротуара, чтобы без проблем можно было вкатить в автобус коляску, - там не человека приспосабливают к жизни инвалида, а окружающий мир - к нуждам человека, по воле судьбы ставшего инвалидом.
    ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ. Вообще трудно сравнивать то, что несравнимо. На первый беглый взгляд кому-то действительно может показаться, что, например, в той же Германии лечения ДЦП по сути никакого и нет. Ни сенсационных заголовков в газетах: "Детский церебральный паралич -излечим!", ни зазывных реклам медицинских-центров, обещающих потрясающие успехи после первого же курса лечения. В общем, чудес никто не сулит - значит, ничего в этом направлении не делается. Но это - только на первый взгляд. Пока не вникнешь в систему. Потому что Она присутствует и является определяющей во всем - и в чисто медицинском аспекте в первую очередь. Но для нас это в корне непривычно." Правда, надо сказать, что медикаментозная терапия при ДЦП (т.е. использование препаратов, стимулирующих деятельность мозга), в Германии, например, практически не применяется. Как, разъяснил: профессор д-р Пальм, заведующий детским неврологическим отделением Университетской клиники. Мюнстера, - "по причине малой и непродолжительной эффективности и большого числа противопоказаний и осложнений". Медикаменты используются только при лечении сопутствующих ДЦП заболеваний, наиболее частые которых - эписиндром (повышенная судорожная готовность) и гидроцефалия. Также в Германии давно отказались от тепловых процедур и электростимуляции (по тем же причинам). Восстановительное лечение заключается в Лечебной гимнастике по всемирно известным методикам Бобат и Войты, причем не от случая к случаю - курсами, а как образ жизни ребенка, а также ортопедических мероприятиях. В качестве вспомогательной терапии используются плавание в бассейне, иппотерапия (лечение верховой ездой - очень успешное при некоторых формах ДЦП), редко - акупунктура. Главное - то, что заниматься с ребёнком, у которого имеется неврологическая патология, начинают буквально с рождения . То есть еще в родильном отделении - после соответствующих обследований и консультаций - матери показывают комплекс упражнений, которые она должна выполнять с новорожденным ребенком. Диагноз ДЦП в подавляющем большинстве случаев ставят в первые 6 месяцев жизни, не маскируя его до полутора лет под расплывчатое и обнадеживающее ("Даст Бог, обойдется!"): "Задержка моторного и психоречевого развития". Лечебная гимнастика по методу Бобат, основанная на принципах нейрофизиологии, рассчитана на то, чтобы сформировать у ребенка правильную модель движений и их фрагментов. Сразу предвосхищаю вопросы тех, кто от своего массажиста слышал, что тот "работает по Бобату: увы, это всего лишь "элементы" - отдельные упражнения из на редкость цельной методики Бобат, да к тому же, как правило, измененные до неузнаваемости по принципу "музыка народная, обработка моя". Принципиальное отличие этого метода ЛФК от традиционного у нас массажа и пассивной гимнастики, на которые всегда возлагается столько надежд и уходит столько денег, заключается в том, что движение за ребенка совершает не массажист, крутя ему ноги, руки и туловище по заданным схемам, а сам ребенок. Соответственно, со временем движение запоминается и приходит автоматизм - то есть то, чего в конечном итоге от ребенка и добиваются. Второе, и немаловажное отличие заключается в том, что при этом ребенок не орет от боли и протеста, а... играет. Потому что один из основных принципов всех зарубежных методик лечения этого заболевания - положительная мотивация ребенка. Видеозапись одного из таких занятий, показанная нашему массажисту, была им с ходу определена как "детский лепет". Действительно, там нет этого нашего темпа, хруста связок и суставов -собственно, нет даже стола, на котором распластан заходящийся в крике ребенок. Все происходит на полу - на мягких гимнастических матах, да еще с игрушками, разговорами, и - очень терпеливо и медленно. Инструктор-методист "только" удерживает ребенка в определенном исходном положении, казалось бы - "ничего не делая", но при этом четко зная, на какую группу мышц сделать "упор", а какую - расслабить при малейшем изменении этого положения. Он терпеливо ждет, пока ребенок, потянувшись за игрушкой, совершит то движение, которое в данный момент отрабатывают. Каждое такое движение - это большой успех, потому что выполнено самостоятельно и правильно, т.е. с преодолением патологических установок туловища и конечностей ребенка. Кстати, последнее является необходимым условием при выполнении любых упражнений. Потому что цель гимнастики, как постоянно подчеркивают методисты, - не накачать ребенку мышцы и поставить его "на полусогнутые" - лишь бы пошел, не важно, как. Зафиксировавшиеся неправильные установки конечностей исправить уже очень сложно, и они неизбежно приводят ребенка на операционный стол, причем неоднократно. Поэтому многочисленные упражнения и их варианты рассчитаны на каждый конкретный этап формирования двигательных навыков ребенка -в зависимости от. особенностей его патологии, и "перепрыгивать" эти этапы нельзя.
   ТАМ ВСЕ РЕШАТ ЗА ВАС. ПРИЧЕМ В ЛУЧШЕМ ВИДЕ. Родители детей-инвалидов в Германии практически избавлены от того, что порой отнимает у наших многострадальных последние силы (не говоря уже о деньгах): от мук поиска врачей и массажистов, от необходимости самим принимать решения и делать выбор между пятью различными, а часто прямо противоположными мнениями этих врачей и новыми методами лечения. Опять же благодаря системе. Потому что в любом самом маленьком городке в Германии больной ребенок может получить консультации по действующей в стране методике. И основная задача инструкторов-методистов - обучить родителей упражнениям для каждого этапа развития ребенка, чтобы они смогли заниматься с ним дома сами, раз или два в неделю, являясь на "контрольные" уроки. Помимо этого родители получают по месту жительства полную информацию по всем правовым и социальным проблемам, неизбежно возникающим в связи с тем, что в семье - ребенок-инвалид, а при необходимости - и психологическую помощь. Также в стране имеется несколько реабилитационных центров-стационаров, куда родители приезжают с детьми на 3-недельный курс - "интенсив". Там с ребенком занимаются комплексно; полное обследование, консультации ведущих специалистов и в соответствии с их рекомендациями ежедневные занятия с инструктором по ЛФК и эрготерапевтом, логопедом и специалистом по лечебной педагогике. Домой ребенок уезжает с подробным "стратегическим планом" по всем направлениям его развития для дальнейшего наблюдения и лечения по месту жительства.
    ОБ ИНВАЛИДНЫХ КОЛЯСКАХ. Что касается всевозможных технических вспомогательных средств и приспособлений для инвалидов - их действительно масса на все случаи жизни. От специальных расчесок, изготовленных с учетом дефекта ладони, которая ее будет держать, до автомобилей, управляемых при помощи пары кнопок и голоса. Все это - также одна из составных частей системы реабилитации. Использование вспомогательных средств для детей имеет прежде всего терапевтическое (т. е. лечебное) значение. И широко распространенное у нас мнение о том, что упаковать" ребенка в коляску или специальный стул - пристегнув ему руки, ноги и все остальное, и подразумевает западное "лечение" - отчасти верно. Простой пример: приспособление для вертикализации - это тот же тренажер, в котором ребенок может стоять несколько часов в день, - соответственно, голеностопные и тазобедренные суставы получают необходимую для их развития нагрузку. Пресловутое "пристегивание" ног к подставке стула или коляски означает, что стопы зафиксированы в положении коррекции, то есть проще говоря, "ребенок сидит - лечение идет". Потому что это не что иное, как лечение положением -которое, кстати, используется и в нашей методике только зачастую весьма доморощенными способами: например, привязыванием кусков фанеры с помощью эластичных бинтов к стопе ног для придания им угла 90°, или на коленный сустав для его распрямления. Что уж говорить о том, что имея специальный велосипед, ребенок, не умеющий ни сидеть, ни ходить, помимо возможности самостоятельно передвигаться по улице - что само по себе уже имеет колоссальное значение для его психо-эмоционального развития, еще и оптимально тренирует обездвиженные мышцы и суставы! Кстати сказать, все лечение, как по месту жительства, так и в центральных реабилитационных учреждениях, а также необходимые технические приспособления дети-инвалиды получают в Германии бесплатно - при условии, что их родители являются гражданами страны и исправно платят взносы на медицинское страхование. Так называемые "больничные кассы" в подавляющем большинстве случаев берут на себя оплату всех расходов, связанных с реабилитацией

стр. 1, 2, 3

 

Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
Признаки беременности неделя