Детство / детская неврология / социальная реабилитация 


 
Родительские советы и истории


Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику

Извините, рубрика "Социальная реабилитация" находится в стадии разработки, информация об обновлениях - на стр. Новости

www.svoboda-ruchu.com.ua/img/pic.jpg

Родительские советы

Как победить ДЦП и инвалидность ребенка

 стр. 1, 2, 3

Источник: http://7ya.in.ua/forum/index.php?showtopic=78
 

Ора
    При лечении ДЦП достаточно популярны препараты на основе экстракта Ginkgo Biloba EGb 761 (Мемоплант, Танакан, Гинкор). Экстракт был изобретен и стандартизирован по ряду веществ в Германии. Сейчас очень много производителей этого лек. средства. Мы покупали их в московских аптеках, пили длительными курсами по полгода.

    Приведу несколько упражнений, которые помогают улучшить качество ходьбы. Это даже не упражнения, а так называемое "ландшафтное обучение" Итак:
    ходьба по ступенькам - сначала вверх, если получится, то и вниз;
    перешагивание через препятствия - можно положить на пол стремянку и ходить внутри,переступая планочки.
    Ходьба по дощечке - сначала просто лежит на полу, потом один конец приподнять на 5-7-10 см.
    Прыжки на упругой поверхности - батут, надувной матрас и т.д.
    Ходьба по снегу, песку, траве.
    Ходьба по неровной поверхности (по кочкам)
    Возможно вам это покажется несерьезным занятием, медикаментозное лечение и массаж выглядят привычнее и солиднее, но поверьте, то, что я описала может дать очень хорошие результаты и доставит радость вашему малышу. Ну а то, что нравится - полезно вдвойне!

    У многих из них нормальный интеллект и они могли бы посещать обычную школу. Могли бы, но не посещают.
    Закрытые, избирательные в общении и очень медленные
    Дети с ДЦП – медленные дети. Двигательный механизм у них нарушен, отсюда и все беды. Думают они медленнее, память хуже, сосредоточиться им труднее. Они не умеют знакомиться, заводить и поддерживать разговор, играть. Как правило, такие дети очень закрыты, поскольку родители их чрезмерно опекают. Да и играть они начинают позже, чем это случается обычно. Даже в семье ребенок с ДЦП общается очень избирательно: только с тем, кто относится к нему с наибольшим сочувствием.
    Ребенка с ДЦП отличают двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения (от легкой задержки до имбецильности). Выходит, компенсация должна идти по пути приспособления ребенка к нормальной жизни: чтобы двигательные нарушения не мешали овладению необходимыми в быту навыками, речевые – общаться, интеллектуальные – познавать окружающий мир.
    Любой ребенок имеет адаптивные механизмы, и если развитие идет нормально, они включаются сами собой. У ребенка с параличом очень часто эти механизмы не срабатывают. Но каждый живой организм стремится сохранить себя в любых условиях, а у малыша с нарушениями развития рефлекс самосохранения выражен сильнее и ярче, чем у его здоровых сверстников. Значит, надо использовать тягу к жизни таким образом, чтобы адаптивный механизм был включен. Как? Через органы чувств. Сейчас существует множество методик для работы с детьми грудного возраста, но говорить о полном излечении не приходится.
    То, что нельзя излечить, можно компенсировать
    Сегодня в печати широко обсуждается вопрос: можно ли полностью излечить ребенка, страдающего детским церебральным параличом? Одни целители обещают побороть недуг с помощью аминокислот, другие уповают на лечебную физкультуру. И хотя ни одного излеченного они не показали миру, родители хватаются и за соломинку. А действительно, излечивается ли ДЦП?
    “Такая постановка вопроса в принципе неверна, – считает старший логопед детского психоневрологического санатория № 65 Галина Дедюхина. – Специалисты, которые занимаются детьми, пораженными этим недугом, ставят перед собой иную задачу – научить каждого ребенка с ДЦП жить среди людей. Это самое главное. Церебральный паралич неизлечим, но слабые степени болезни можно компенсировать, иными словами – найти обходные пути”.
    Когда в семье появляется больной ребенок, многие родители не выдерживают стресса, ломаются. Матери испытывают чувство вины, терзают себя сомнениями: что было сделано не так? Позже одни родители начинают опекать ребенка, другие, наоборот, внутренне его отторгают, ограничиваясь необходимым обслуживанием. Кормят, одевают, водят в садик. И все. Психоэмоционального контакта нет. Налаживать его приходится педагогам.
    Каждый придумывает, что может, но приходится им ох как трудно. Одни мамы видят кругом врагов, мечтающих поставить на их ребенка клеймо дурака, другие готовы поверить в чудесное исцеление с помощью очередного новомодного метода… Но разве можно развить интеллект, воздействуя только на двигательную активность? А сформировать речь, когда с ребенком занимаются лишь лечебной физкультурой?
“Если взрослый перенес инсульт, у него парализована, скажем, рука, утрачена речь, нужно очень долго, кропотливо и систематично восстанавливать то, что было сформировано годами, – объясняет Галина Викторовна. – А теперь представим ребенка с ДЦП. Ему надо сформировать правильные движения, научить говорить. Чтобы из неправильного сформировать правильное, чтобы добиться первого звука, слова, предложения, сколько нужно сил положить? Сколько массажей сделать? Потому столько специалистов и суетится вокруг ребенка. Потому лечение и обучение должны быть длительными и ориентированными на специфику данного больного. А родителей правильнее нацеливать на адаптацию ребенка в мире, чтобы ни он, ни семья не чувствовали себя ущемленными”.
    Коррекционный класс или специализированное заведение?
Ребенок подрос. Что делать дальше? В какую школу его отправить? Однажды я разговаривала с мамой мальчика, у которого была нарушена координация движений, но прекрасно развит интеллект. Медико-педагогическая комиссия вынесла решение: мальчик может посещать обычную школу, если… ему будут закреплять на парте тетрадь. Иначе он не сможет писать. Казалось бы, какая мелочь! Однако именно она оказалась самым серьезным препятствием к обучению в массовой школе.
    “Своим подопечным я советую учиться в специализированных заведениях, то есть сознательно загоняю ребенка в его же среду, – говорит Галина Викторовна. – Но это оправдано. В обычной школе пока нет условий для обучения и содержания таких детей. На Западе в школе, где учатся дети-колясочники, на бытовом уровне все приспособлено: построены пандусы, ручки дверей сконструированы так, чтобы их легко было открыть, сделаны специальные туалеты. А у нас на переменах здорового-то ребенка могут с ног сбить, что же будет с тем, у кого нарушена координация движений? И потом, сможет ли учитель осуществить индивидуальный подход, если у него в классе 35 детей?
    Ребенок с ДЦП не успевает за здоровыми, поэтому хотя бы начальная школа должна быть специализированной. Годам к 10–12 эти дети выравниваются”.
    И что, переходят в обычные школы? Крайне редко. Заканчивают интернат по массовой программе. Некоторым удается поступить в институт и даже в университет. Конечно, им тяжело, ведь они привыкли совсем к другому социуму.
    Может быть, коррекционный класс представляет в этом случае достойный выход из положения? Но от дефектологов не услышишь ни одного доброго слова в их адрес. Вот и у Галины Викторовны их не нашлось: “Коррекционный класс для таких детей не годится: учителям не хватает дефектологического образования. Но даже если оно и есть, нужно еще хорошо знать специфику ДЦП – личностные, двигательные, интеллектуальные и речевые особенности. У ребенка с церебральным параличом свой путь развития, а у нас на таких то рукой машут, то общеобразовательной программой готовы замучить. Золотой середины нет”.
    И все же в нашей стране существует система помощи детям с ДЦП. Она не столь отлажена, как помощь умственно отсталым, поскольку церебральный паралич встречается гораздо реже. Однако специализированные санатории-профилактории и интернаты есть. А несколько лет назад открылся институт, в который принимают главным образом молодых людей, передвигающихся в колясках. Но психологической помощи и информационной поддержки катастрофически мало. А этого как раз больше всего и не хватает людям, у которых растет ребенок с детским церебральным параличом.
    Недавно по телевидению показали сюжет о семье, воспитывающей ребенка с синдромом Дауна. В роддоме мать уговаривали от него отказаться (такие дети считаются самыми тяжелыми и необучаемыми). Но супруги приняли решение не делать этого. И вот теперь глава семейства признался перед телевизионной камерой: “Мне не за что чувствовать себя перед кем-то виноватым и нечего стесняться, а вот гордиться есть чем”.
    За что же в такой ситуации можно испытывать чувство гордости? Наверное, за то, что хватило сил преодолеть в себе сомнения, оставить ребенка в семье и научить его жить среди людей.

Новые технологии в реабилитации детей с церебральными параличами

    Нейрофизиологические исследования, в сочетании с анализом клинической картины детского церебрального паралича (ДЦП), начиная с первых дней жизни и до 18-20 лет, показали, что при ДЦП тяжело страдает функциональная система антигравитации (ФСА) и на этом фоне разворачиваются все основные синдромы заболевания. Так, ребенок с ДЦП в первые месяцы жизни, а многие дети и годы жизни, не удерживают голову при вертикализации тела, не садятся и не удерживаются в вертикальном положении сидя, при стоянии и, тем более, при ходьбе. Характерная для этого заболевания спастичность мышц верхних и нижних конечностей, туловища резко снижается или исчезает в положении лежа и вновь повышается при вертикализации. При этом распределение тонуса происходит по путям нередуцировавшихся тонических лабиринтного (ЛТР) или шейного (СШТР) рефлексов, которые у здоровых детей исчезают уже на втором месяце жизни. Именно под влиянием этих нарушенных рефлексов формируются патологические мышечные синергии, определяющие патологические установки, а затем контрактуры суставов конечностей.
    Проведенные нами исследования показали, что ключевой фазой в формировании ЛТР и СШТР является напряжение большой грудной мышцы и некоторых других мышц надплечья, возникающее под влиянием опускания головы на грудь. У больных ДЦП отсутствует или ослаблен рефлекс с головы на шею, под влиянием которого ребенок поднимает голову. Если этого рефлекса нет, то голова постоянно опущена и возникает рефлекс с большой грудной мышцы на мышцы тазового пояса, который и реализуется по путям ЛТР или СШТР [1].
    Таким образом, в патогенезе ДЦП выделяются два основных патогенных фактора - нарушенная ФСА и нередуцированные тонические рефлексы. Нейрофизиологические исследования позволили выявить, что у больных ДЦП тяжело страдает вестибулярная система, как важнейший компонент ФСА, имеет место патологическая активность отолитов, контролирующих тоническую активность мышц, одновременно отмечается слабость лабиринтов, контролирующих распределение мышечного тонуса при вертикальной установке тела, произвольных движениях и др. По данным электронейромиографии имеет место нарушение субординационных взаимоотношений в системе «синергист-антагонист», что связано с нарушением супраспинального контроля и собственно внутрисегментарных механизмов. Четко выявляются патологические синергии, формирующие тот или иной патологический двигательный стереотип. Кроме того установлено, что у больных ДЦП имеет место низкая вертикальная устойчивость, особенно при гиперкинетической и атонически-астатической формах (меньше нормы в 10 и более раз), у всех таких пациентов снижена роль зрительного анализатора в контроле вертикальной позы.
    Результаты исследований соматосенсорных вызванных потенциалов показали, что у больных ДЦП имеются индивидуальные различия в реактивности афферентов данной модальности на таламо-кортикальном и корково-корковом уровнях, а у части пациентов зафиксированы признаки нарушения соматосенсорной афферентации. На основании описанных комплексных исследований детей с церебральными параличами была разработана новая система реабилитации больных при различных формах заболевания с использованием метода динамической проприоцептивной коррекции (ДПК) [1,2,3]. Метод ДПК заключается в применении специального костюма, представляющего собой продукт космических технологий и позволяющий создавать динамическую продольную нагрузку по оси тела до 40 кгс (392 Н) с помощью специальных тяг-аммортизаторов. Такой лечебный костюм получил название «Гравистат».
    Причем с целью предупреждения сложного рефлекторного взаимодействия с большой грудной мышцы в устройство «Гравистат» включен реклинатор, специально сконструированный так, чтобы иметь возможность медленно растягивать большие грудные мышцы, тем самым ослабив, а затем и погасив рефлекс с них на мышцы конечностей. «Гравистат» имеет так же специальные корригирующие бандажи для стоп и поддерживающий корсет на поясницу.
    Метод позволяет изменять поток афферентной проприоцептивной импульсации, поступающей в центральную нервную систему (ЦНС), что приводит к нормализации патологических позного и двигательного стереотипов, сформировавшихся в течение всей жизни больного ребенка. В широком плане использование ДПК направлено на коррекцию двигательной и позной патологии, психофизиологических, интеллектуальных и логопедических нарушений.
    Многолетние клинические испытания показали высокую эффективность метода ДПК у детей и что особенно важно позволили выявить, что после его курсового применения устраненные тонические рефлексы практически не восстанавливаются или восстанавливаются минимально. Это обеспечивает, в свою очередь, постепенный переход патологических мышечных синергий в физиологические. Четко уменьшается интенсивность контрактур, особенно заметно это в голеностопных суставах, что проявляется устранением или ослаблением эквино-варусной установки стоп и нормализацией, в той или иной степени, площади опоры. Следует отметить, что восстановление моторики и речи у больных ДЦП идет при применении комбинезона «Гравистат» быстрее, чем при использовании ранее использованных моделей лечебных костюмов - «Адели» и др.
    После курсового применения ДПК у больных улучшались временные и пространственные характеристики походки, уменьшалось время цикла шага и доля двуопорных периодов, что свидетельствует о появление у таких пациентов возможности длительное время опираться на одну конечность, в то время когда другая находится в периоде переноса. У больных спастической формой ДЦП увеличивались также объемы движений в коленных, голеностопных суставах, нормализовались движения в тазобедренных суставах, за счет уменьшения спастичности мышц и дистонии, увеличения их силы. У больных гемипаретической формой существенно уменьшалась или исчезала временная и пространственная асимметрия походки. При гиперкинетической форме ДЦП исходно увеличенные объемы движений в суставах уменьшались.
    При проведении стабилографических исследований в пробе Ромберга и при оптокинетической стимуляции было выявлено, что после применения ДПК у больных всеми формами ДЦП происходит увеличение вертикальной устойчивости и возрастает роль зрительного анализатора в ее контроле [2].
    При ДЦП нарушения интеллектуальных функций встречаются более чем в 30% случаев. Было установлено, что в основе снижения интеллекта при ДЦП лежит как сенсорная дисафферентация, так и органическое поражение ассоциативных зон коры мозга [3,4]. С помощью психометрических методов исследований было выявлено улучшение интеллектуальных функций у больных ДЦП после применения ДПК, что возможно за счет формирования новых функциональных связей в головном мозге. Применение ДПК сопровождалось коррекцией афферентного потока нервных импульсов с последующей активацией моторных и ассоциативных зон, а также с изменением межполушарного взаимодействия, что способствует формированию новых функциональных нейронных связей и может лежать в основе улучшения интеллектуальных функций больных детей. Это согласуется с результатами энцефалографических исследований, выявивших временную оптимизацию процессов созревания коры в моторных и ассоциативных отделах головного мозга. При этом у больных в результате применения ДПК наблюдалось уменьшение представленности медленно-волновых колебаний и увеличение ритмов альфа-диапазона в ассоциативных зонах полушарий мозга [3].
    Наряду с этим нами было установлено существенное значение аутоиммунных процессов в патогенезе (ДЦП). При этом выявлена особая роль изменений продукции аутоантител к нейроспецифическим белкам (НСБ) в определении механизмов формирования ДЦП и оценке эффективности его комплексной терапии с использованием лечебного костюма «Гравистат». Изучение уровней IgG-аутоантител к антигенам (АГ) основного белка миелина (ОБМ), a-2-гликопротеина и группе белков S-100 в сыворотке крови больных ДЦП позволило установить, что у больных ДЦП частота выявления аутоантител к изученным НСБ в крови больных была увеличена в 2,3 раза, а содержание циркулирующих иммунных комплексов повышалось в 1,7 раза по сравнению с контролем (р<0,05).У этих больных содержание IgG- аутоантител к ОБМ, a-2-гликопротеину и группе белков S-100 было повышено соответственно на 28%, 26% и 34% по сравнению с контролем (р<0,05). При этом существенно уменьшались число и функциональная активность Т-лимфоцитов, особенно субпопуляции с CD8+ рецептором. Можно полагать, что выявленное уменьшение количества специфических супрессорных клеток, в норме избирательно тормозящих иммунный ответ на АГ-НСБ, при ДЦП приводит к активированию аутореактивных клонов, которые, взаимодействуя с клетками глии и эндотелия мозговых сосудов, определяют темпы аутоиммунного поражения мозговой ткани. Установленные закономерности формирования аутоиммунных реакций у больных позволили обосновать и рекомендовать к применению иммуномодулирующие препараты в комплексной терапии ДЦП. При всех формах течения ДЦП нами была выявлена обратная зависимость эффективности ДПК с помощью устройства «Гравистат» от соответствующих значений СКААТ . Более выраженной эффективности динамической проприоцептивной коррекции соответствовали наименьшие значения СКААТ (r=0,654; р<0,05). Очевидно, что эти закономерности могут быть использованы для прогнозирования эффектов терапии, что особенно важно в поздней резидуальной стадии ДЦП.
    Таким образом, метод динамической проприоцептивной коррекции оказывает комплексное воздействие, способствуя коррекции позных, двигательных, интеллектуальных нарушений у больных с детским церебральным параличом.
Семенов А.С., Смирнов И.Е.,
Научный центр здоровья детей Российской АМН

Информация с сайта Научный центр здоровья детей РАМН

    Детский церебральный паралич тяжелое заболевание головного мозга, проявляющееся в различных психомоторных нарушениях при ведущем двигательном дефекте.
    Термин детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.
    При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными:
   - различные хронические заболевания будущей матери;
   - перенесенные матерью инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации;
   - несовместимость матери и плода по резусфактору или групповой принадлежности;
   - ушиба во время беременности и др.
    Предрасполагающими факторами могут быть - недоношенность или переношенность плода.
    В отдельных случаях причиной ДЦП могут быть:
    - акушерский травматизм;
    - затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток головного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода;
    - иногда ДЦП возникает после рождения в возрасте до одного года в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы.
    ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием.
    Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.
    1. Нарушения, определяющиеся в первую очередь выраженным повышением мышечного тонуса (спастичностью) в сочетании со слабостью мышц (паретичностью). Это приводит к затруднению или невозможности произвольных движений. Повышение тонуса - бедра у ребенка плотно приведены, голени часто скрещены. Повышение тонуса в мышцах - сгибателях голеней определяет сгибательную установку ног в коленных суставах; в сгибателях предплечья и кисти - сгибание рук в локтевых и лучезапястных суставах, сжимание пальцев в кулак с частым приведением большого пальца руки к ладони.
    2. Форма ДЦП - двойная гемиплегия - тяжелой поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степени, как и ноги, а иногда и сильнее.
    3. Более мягкая степень заболевания - спастическая диплегия - поражаются преимущественно ноги, руки в меньшей степени. Спастическая диплегия иногда описывается как болезнь Литтля (в случаях, когда заболевание связанно с недоношенностью).
    4. У немногих детей наблюдается односторонние двигательные нарушения - гемипарезы (чаще - более тяжкое поражение руки).
    5. У немногих детей с ДЦП осуществление произвольных движений затрудненно в первую очередь за счет насильственных движений - гиперкинезов.
    6. При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения определяются недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов (ребенок ходит на широко расставленных ногах, пошатываясь, при попытке захвата предмета движения не точные, несоразмеренные, плохо координированные).
    У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных расстройств.
    Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений.
    У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности.
    Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.
    У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии (неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).
    Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами, являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза).
    У детей с ДЦП в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей (например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).
    Таким образом, двигательные расстройства у детей с церебральным параличом отрицательно влияют на весь ход его психического развития.
    Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает становление мотивационной сферы. Кроме того, при ДЦП имеют место нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта, речи, зрения и слуха, связанные с ранним органическим поражением головного мозга.
    Для большинства детей с церебральным параличом характерна повышенная утомляемость. Дети с трудом сосредотачиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение.
    Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.
    Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но и осложняющих расстройств. К числу таких расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда - чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшие охлаждения и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей). Часто отмечаются стойкие расстройства сна в виде нарушений ритма сна, недостаточной его глубины, трудностей засыпания и ночных страхов.
    В первые месяцы жизни у большинства детей с церебральным параличом наблюдаются трудности сосания, глотания, привычные срыгивания и рвоты. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.
    Для многих детей с ДЦП уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок часто не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его; у них нарушено развитие первых голосовых реакций, недостаточна их интонационная выразительность, что затрудняет формирование первых коммуникативных реакций. Частыми у детей с ДЦП являются расстройства речи, особенно ее звукопроизносительной стороны, что тесно связано с поражением общей и речевой моторики. Нарушения звукопроизношения проявляются в виде пропусков, искажений и замен звуков, различных нарушений голоса.
    При нарушении координации движений ( атонистически-астатическая форма ДЦП ) речь медленная, прерывистая, монотонная. Кроме того, ребенок может слабо или даже неправильно ощущать положение языка и губ, что значительно затрудняет развитие правильного звукопроизношения. Самые тяжелые речевые расстройства имеют место в случае осложнения церебрального паралича дефектами слуха: у 20 - 25% детей с ДЦП снижена острота слуха на одно или оба уха, недостаточно развито различие звуковых частот, особенно высокой тональности. Нарушения слуха чаще всего наблюдаются при гиперкинестической форме ДЦП (гиперкинезы).
    Тяжелые нарушения зрения, приводящие к слабовидению и слепоте, встречаются примерно у 10% детей с ДЦП; примерно у 20 - 30 % детей наблюдается косоглазие. Примерно у 20 - 25% детей с ДЦП имеет место умственная отсталость различной степени выраженности, у 20% - эпилептические припадки.
    Ранняя и систематическая коррекция двигательных нарушений, осуществляемая в едином комплексе лечебно-педагогических мероприятий, способствует предупреждению и преодолению многих осложняющих нарушений и выявлению компенсаторных возможностей детского мозга. Особую роль в этом процессе играет физическое воспитание. Основной задачей физического воспитания детей с ДЦП является развитие и нормализация движений. Неправильное двигательное развитие ребенка с ДЦП начинается с неправильного положения его головы, шеи и спины. Поэтому при развитии двигательных функций у ребенка необходимо, прежде всего осуществлять контроль за положением общих частей тела. Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования не должен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Ребенок не должен сидеть в течение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыми ногами. В течение дня полезно несколько раз выкладывать его на живот, добиваясь в этом положении разгибания головы, рук, спины и ног. С целью формирования предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайне важным является использование специальных приспособлений в виде больших пляжных мячей, валиков, качалок, поручней и так далее.
    Ведущую роль в развитии движений у детей с ДЦП играет лечебная гимнастика. С учетом специфики двигательных нарушений при ДЦП лечебная гимнастика имеет следующие основные задачи:
    1. Развитие выпрямления и равновесия, то есть так называемого постурального механизма, обеспечивающего правильный контроль головы в пространстве и по отношению к туловищу.
    2. Развитие функции руки и предметно-манипулятивной деятельности.
    3. Развитие зрительно-моторной координации.
    4. Торможение и преодоление неправильных поз и положений.
    5. Предупреждение формирования вторичного двигательного стереотипа.
    Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с ДЦП возникают адекватные двигательные ощущения. В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.
    Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку и так далее), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). При выполнении упражнений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения, особенно при наличие насильственных движений, полезно проводить под музыку. Особо важное значение имеет четкая речевая инструкция, которая нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития.
    В настоящее время для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей придается плаванию. Во время плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребенка; ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении способствует развитию стопы и предупреждает плоскостопие. При повышенной склонности к судорожным припадкам обучение плаванию противопоказано.
    Важное значение для развития и нормализации движений у детей с ДЦП имеет проведение физических упражнений в воде - гидрокинезотерапия. Особенно полезна лечебная гимнастика в воде в период начального формирования активных движений. С помощью водолечения нормализуются процессы возбуждения и торможения, снижается мышечный тонус, улучшается кровоснабжение органов и тканей. Обычно лечебные ванны сочетаются с пассивными и активными движениями.
    Широко используется лечебный массаж для развития движений детей с ДЦП. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям идут потоки импульсов в центральную нервную систему, особенно в двигательные зоны КГМ, что стимулирует их функционирование и созревание. Чем младше ребенок, тем большее значение для стимулирования его нервно-психической деятельности имеет тактильный раздражитель. Массаж оказывает разностороннее воздействие на организм ребенка. Он нормализует работу нервной системы, ускоряет ток лимфы, способствуя таким путем более быстрому освобождению тканей от продуктов обмена, то есть отдыху мышц, улучшает кровоснабжение мышц, замедляет их атрофию. Приемы массажа зависят от форм ДЦП и состояния отдельных групп мышц.
    Дети с церебральным параличом отличаются повышенной восприимчивостью к простудным и инфекционным заболеваниям, особенно к болезням верхних дыхательных путей. Это связано как с общим снижением реактивности организма в связи с поражением ЦНС, так и с малой двигательной активностью ребенка, а также с частыми нарушениями дыхательной функции. Для укрепления здоровья важное значение имеет закаливание организма ребенка с ДЦП, которое необходимо начинать с самого раннего возраста. Выбор способа закаливания зависит от тяжести заболевания, возраста, индивидуальных особенностей ребенка. Закаливание детей в первые годы жизни, а детей с тяжелыми формами заболевания и в последующие годы осуществляется главным образом в процессе повседневного ухода.
    Физическое воспитание детей с церебральным параличом основывается на теоретической концепции поэтапного формирования двигательных функций как у здорового ребенка, так и у ребенка с ДЦП.
    В ходе физического воспитания следует учитывать не только качественные особенности двигательных нарушений, возраст ребенка, но в первую очередь - уровень его моторного развития, учет психологических особенностей ребенка.
Литература:
1. Акош Кароли, Акош Магда, 1994 год Москва "Улисс".
2. Мастюкова Е.М. 1991 год Москва "Просвещение".

 стр. 1, 2, 3

 

Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика