Детство /детская неврология/ социальная реабилитация 


 
Учреждения социальной защиты и общества


Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику

 Извините, рубрика "Социальная реабилитация" находится в стадии разработки, информация об обновлениях- на стр. Новости

Лекотека

Право выбора
Харьковская общественная организация Центр реабилитации молодых инвалидов и членов их семей
    

Контактные координаты :  61022, г. Харьков,
ул. Данилевского, 2.
Тел. 756-18-76; 720-46-00;   
Директор: Бутенко Валентина Антоновна
E-maіl: choіce@vk.kh.ua
Сайт организации : http://choice.iatp.org.ua        

 

Модель Лекотеки «Сонце в долоньках»
при Харківському Центрі ранньої допомоги «Сходинки подолання» для дітей з порушеннями зору

стр. 1, 2, 3

Структура Лекотеки

Основные компоненты Лекотеки

Реализация основной функции Лекотеки - поддержки адекватной игровой деятельности ребенка в семье, возможна при наличии двух основных компонентов: ресурсов Лекотеки и игровых сеансов.

Ресурсы Лекотеки

Деятельность Лекотеки связана с использованием вспомогательных средств, обеспечивающих полноценное вовлечение ребенка с особыми нуждами и окружающих его людей в игровую активность для обучения и развития общения в игре. Эти средства должны учитывать все основные потребности ребенка с особыми нуждами, связанные с организацией его игровой деятельности.

Материальная база Лекотеки должна включать как минимум следующие разделы:

• оборудование для развития общих движений;
• игрушки для развития движений рук и ручных навыков;
• игрушки для развития тактильного восприятия;
• игрушки и средства для развития зрительного восприятия;
• игрушки для развития слухового восприятия;
• игрушки для развития мышления;
• игрушки для развития речи и языка;
• средства для развития альтернативной коммуникации;
• игрушки для социально-эмоционального развития;
• материалы для изобразительного творчества;
• средства для музыкального развития;
• книги для детей;
• книги для родителей;
• фонотека;
• видеотека;
• выставка самодельных игрушек;
• компьютерные игры;
• специальное оборудование для детей с нарушениями движений.
Следует отметить, что многие игрушки могут использоваться для развития различных сторон психики ребенка.

Игровые сеансы

Предоставление ресурсов Лекотеки во временное пользование осуществляется во время игровых сеансов. Специалист приглашает родителей с ребенком, сиблингов, воспитателя в игровой зал. Основная задача специалиста - подобрать несколько игр и игровых материалов, доступных малышу с особым развитием, продемонстрировать варианты игры с ребенком его родственникам или няне.

Дополнительные компоненты Лекотеки

В зависимости от того, является ли Лекотека самостоятельной службой или частью Службы Ранней Помощи, она может включать в себя (или соответственно не включать) дополнительные компоненты или формы работы. Если Лекотека работает автономно, на её базе желательно развернуть такие виды активности, как группа взаимной поддержки родителей, индивидуальная иг-ротерапия, групповая игротерапия, домашнее визитирование, изотерапия, музыкотерапия и теат-ротерапия, дидактические игровые занятия.

 

Содержание методической работы Лекотеки

• Обеспечение профессиональной подготовки и повышения квалификации сотрудников Лекотеки
• Четкая идентификация целевого назначения средств Лекотеки, его регистрация и информирование о нем специалистов Лекотеки
• Разработка новых средств Лекотеки и адаптация старых под нужды конкретных детей
• Сбор информации об играх и игрушках, которые отсутствуют в Лекотеке
• Методически упорядоченное размещение средств Лекотеки
• Помощь родителям в самостоятельном изготовлении игрушек (демонстрация готовых образцов, технологий)
• Сбор информации от родителей о результатах использования средств Лекотеки
• Проведение семинаров для родителей по вопросам взаимодействия и игры с детьми

Игровой сеанс

Игровой сеанс - это наиболее доступная, максимально комфортная для родителей и ребенка форма работы Лекотеки. На игровой сеанс приглашаются все члены семьи. Родители, ребенок с особыми нуждами, сиблинги, воспитатель (няня) участвуют в выбранных ими играх, после чего они получают возможность взять несколько игровых средств домой во временное пользование (обычно - 2 недели - 1 месяц).
Цели игрового сеанса
Игровые сеансы организуются для достижения следующих целей:
• вовлечение максимального количества членов семьи в программы Лекотеки;
• выявление качества взаимодействия членов семьи;
• выявление уровня игровой компетентности всех членов семьи;
• поддержка активной позиции родителей, формирование партнерских отношений между родителями и специалистами;

Принципы проведения игрового сеанса
Достижение указанных выше целей возможно при создании максимально комфортной психологической атмосферы для всех членов семьи и воспитателя во время игрового сеанса. Это возможно при соблюдении следующих принципов:
• четкая организация игрового сеанса, исключение отвлекающих моментов;
• подходящее оформление игровой среды;
• отсутствие фактора навязывания или оценки со стороны специалиста;
• обеспечение свободного выбора игрушек участниками сеанса (по каталогу);
• доброжелательное и уважительное отношение ко всем участникам сеанса;
• поддержание временных рамок и правил поведения в игровом зале;
• готовность специалиста к вовлечению в игру и другому позитивному взаимодействию со всеми участниками сеанса при их инициативе;
• готовность специалиста к оказанию запрашиваемой помощи в выборе игровых средств и к демонстрации способов игры при затруднениях, возникающих у членов семьи или воспитателей во время сеанса.
Сценарий проведения игрового сеанса
Сценарий проведения игрового сеанса может иметь универсальный характер. Удобна, например, следующая последовательность событий:
• позитивная встреча участников игрового сеанса
• предложение каталога средств Лекотеки для выбора «игрушек дня»
• выдача выбранных игрушек и проведение игрового сеанса
• обмен впечатлениями о средствах Лекотеки, которые были опробованы
• окончательный выбор и предоставление средств Лекотеки во временное пользование
• согласование даты и времени следующего сеанса.

Индивидуальная игротерапия

Индивидуальная игротерапия - это психотерапевтическое воздействие на ребенка специалистом Лекотеки во время совместной игры (обычно - в присутствии родителей).
В отличие от игрового сеанса, индивидуальная игротерапия подразумевает высокотехнологичное и целенаправленное воздействие на психику ребенка.
Цели индивидуальной игротерапии
• создание условий для ощущения ребенком своей эффективности (успешности или возможности контролировать окружение или себя)
• создание условий для выражения ребенком своих желаний, соображений и аффектов
• демонстрация родителям способов позитивного взаимодействия с ребенком
• выявление наиболее эффективных модальностей (тактильной, звуковой и т.д.) и доминирующего игрового стиля ребенка для выработки оптимальной стратегии его обучения
• подбор наиболее адекватных игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия сребенком, учитывающих его психологические особенности
• ориентировка родителей в сильных и слабых сторонах ребенка
• помощь родителям в налаживании отношений и совершенствовании взаимодействий с ребенком, в понимании и принятии его
• содействие гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в себе, активности и доброжелательного отношения к людям
Принципы проведения индивидуальной игротерапии
• приоритет установления позитивных доверительных отношений с ребенком
• чуткое реагирование на сигналы ребенка, общение игротерапевта с ребенком в игровом контексте
• модуляция и настройка действий общения игротерапевта адекватно особенностям реагирования ребенка
• обеспечение свободы выбора ребенком игровых средств (с учетом актуального уровня • развития игровой деятельности) и способов игры
• предпочтение неструктурированных и полифункциональных средств и материалов (мячи, сюжетные игрушки, вода, материалы для лепки, и т.п.), способствующих вариативной, творческой игре ребенка. В том числе, представление игроте-рапевтом себя ребенку как полифункционального игрового средства
• поддержка игрового интереса ребенка (мягкой тонизацией, демонстрацией новых возможностей, прятаньем игрушки, ненавязчивой помощью в достижении интересного эффекта и т.п.)
• спокойное, неагрессивное и последовательное пресечение асоциальных действий
• уважительное отношение к ребенку. Отсутствие доминирования, несанкционированного вмешательства в игру, оценивания
Динамика в цикле индивидуальной игротерапии
В рамках программ Лекотеки индивидуальная игротерапия рассматривается как цикл, имеющий начальный, основной и завершающий этапы. В рамках этого цикла предусматривается постепенный переход от индивидуальной к групповой игротерапии. На первом этапе игротерапевт взаимодействует с ребенком в присутствии родителей, где их роль сводится к поддержанию комфортного состояния ребенка. На втором этапе повысившие свою компетентность родители подключаются к совместной игре, иногда замещая игротерапевта. На третьем этапе к игре подключаются другие члены семьи.

Сценарий сеанса индивидуальной игротерапии
В рамках 45-60 минутного сеанса желательно соблюдать четкую структуру:
• ритуал

Групповая игротерапия

Групповая игротерапия - форма психотерапевтического воздействия на группу, состоящую из детей с особыми нуждами и сопровождающих их родителей, сиблингов, воспитателейсВсе участники группы, включая сотрудников Лекотеки, вовлекаются в активность, происходящую в едином игровом зале и состоящую из последовательности индивидуальных и коллективных игр, зрелищных мероприятий.
Цели групповой игротерапии
• формирование социальной группы, состоящей из детей с особыми нуждами и сопровождающих их родителей, сиблингов, других родственников и воспитателей
• снятие аффективной напряженности членов семей - участников группы
• формирование просоциального поведения у детей целевой группы
• облегчение процесса адаптации родителей к инвалидности ребенка
• стимуляция психомоторного развития детей целевой группы

Принципы проведения групповой игротерапии
• четкая временная и пространственная организация групповой активности
• строгое распределение ролей взрослых участников группы, жесткая регламентация их поведения
• поощрение вовлечения в групповую активность различных членов семей детей целевой группы
• сочетание индивидуальных и групповых видов игровой активности
• обеспечение максимально удобного положения для игры (в случае детей с параличами) с использованием специального оборудования
создание постоянных функциональных зон в игровом зале, оборудование внутри которых периодически меняется, но при этом назначение данной части пространства остается неизменным
• обеспечение подготовки детей к смене активности при помощи отчетливых сигналов
Организационные аспекты групповой игротерапии
• групповая игротерапия проводится 1 раз в неделю и занимает 1.5-2 часа
• в группу записываются дети старше 1.5 лет
• количественный состав группы - 5-6 детей с сопровождающими взрослыми и сиблингами
• обычно групповое занятие проходит в утреннее время
• подбор детей в группы по их физическим, сенсорным и умственным возможностям для обеспечения максимального их участия в происходящем
• перед вводом новой семьи в группу с родителями проводится организационная встреча
Сценарий сеанса групповой игротерапии
Желательно, чтобы групповая игротерапия проводилась по четкому сценарию.
Пример сценария:
• приход участников группы (в это время тихо играет музыка)
• приветственная песенка
• кукольный театр
• индивидуальные игры
• фольклорные игры, песенки и потешки в кругу
• спортивная игра
• движения под музыку
• свободная игра с сюжетными игрушками
• творчество
• чай за круглым столом (в это время тихо играет музыка)
• прощальная песенка

Изотерапия

Изотерапия в деятельности Лекотеки - это психотерапевтическое воздействие на ребенка с особыми нуждами во время игры с материалами для изобразительного творчества.
Цели изотерапии
• ощущение ребенком своей эффективности, что способствует развитию личности и формированию позитивной самооценки
• репрезентация навыков, стремлений, аффективного заряда
• развитие контроля над своими движениями
• развитие зрительных и зрительно-моторных функций
• развитие доминантности руки
• развитие общения и сотрудничества с другими
• эстетическое воспитание
• развитие творчества
• развитие воображения
• развитие образного и социального мышления
• развитие представлений о цвете, форме, величине, перспективе, пространственных отношениях
Принципы изотерапии
• свободный выбор ребенком материалов, инструментов и типа активности
• соблюдения правил допустимого использования материалов и инструментов
• поддержка интереса ребенка к изотерапевтической активности
• диалог с ребенком в процессе сеанса изотерапии
• ориентация на процесс, а не на результат
• поддержка инициативы ребенка
• избегание необоснованного прерывания активности ребенка
• избегание оценок активности ребенка
• адекватный подбор материалов и инструментов для творчества
• обеспечение удобства для занятий изотерапией (обеспечение необходимым оборудованием)
• совместное творчество, санкционированное ребенком
Виды изотерапевтической активности
• совместное рассматривание и ощупывание объектов и изображений
• наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью
совместная исследовательская игра с материалами и инструментами для изобразительной деятельности
совместная изобразительная игровая деятельность (изотера-певта и ребенка) сопровождаемая общением
Техники
Рисование
Живопись
Монопринт
Аппликации
Лепка
Смешанные техники

Музыкотерапия и движения под музыку

Музыкотерапия в деятельности Лекотеки - это психотерапевтическое воздействие на ребенка с особыми нуждами во время игры с музыкальным материалом.
Цели музыкотерапии
• аффективная разрядка
• развитие восприятия музыки и эмоционального отношения к музыке
• развитие контроля над своими движениями, голосом и интонацией
• формирование позитивной самооценки и уверенности в себе
• развитие слухо-моторных функций
• развитие общения и сотрудничества с другими
• эстетическое воспитание
• развитие музыкального творчества
• развитие музыкального мышления
• развитие воображения

Принципы музыкотерапии
• свободный выбор ребенком материалов, инструментов и типа активности
• соблюдения правил допустимого использования инструментов
• поддержка интереса ребенка к музыке, к активности, связанной с музыкой
• диалог с ребенком в процессе сеанса музыкотерапии
• ориентация на процесс, а не на результат
• поддержка инициативы ребенка
• избегание необоснованного прерывания активности ребенка
• избегание оценок активности ребенка
• адекватный подбор музыкальных материалов, инструментов и игрушек
• совместное музыкальное творчество
• моделировние
Виды музыкотерапевтической активности
• слушание музыки
• слушание и одновременное наблюдение
• пение
• пластическое интонирование (движения, импровизация под музыку, пляски)
• игровое исследование музыкальных инструментов
• игра с куклами под музыку
• игра с музыкальными инструментами под музыку (оркестровка)

Театральная терапия

Театральная терапия в деятельности Лекотеки - это психотерапевтическое воздействие на ребенка с особыми нуждами во время театральной игры.
Цели театральной терапии
• развитие внимания
• развитие социального мышления
• развитие эмпатии
• формирование просоциального поведения
• эстетическое развитие
• развитие воображения
• развитие символических функций, включая
понимание языка
• аффективный тренинг
Принципы театральной терапии
• адекватный подбор персонажей и сценариев
• выбор наиболее доступных изобразительных средств (настольный, пальчиковый,
• марионеточный или другой театр)
• сочетание демонстративного, интерактивного и репродуцирующего вариантов театральной игры
• привлечение других членов семьи
ребенка к театральной игре
• использование импровизации и «неправильных действий-нелепиц»
• выразительность исполнения действий
• поддержка домашнего использования театрализованных игр

Дидактическое игровое занятие

Работа с родителями

Формы работы с родителями

• Встречи и беседы родителей со специалистами Лекотеки
• Беседы с родителями на домашних визитах
• Родительский семинар
• Поддержка Лекотекой деятельности ассоциации родителей
• Организация выездных встреч семей Выдача родителям специальной литературы из ресурсов Лекотеки Консультирование родителей по технике общения, воспитания и использования игровых средств
Обучение родителей изготовлению игрушек Организация знакомства семей и их взаимной поддержки Организация выпуска родительской газеты
Совместная с родителями организация праздников и других зрелищных мероприятий

 

Вимоги до фахівців

Специалистами Лекотеки могут быть педагоги-психологи, учителя-дефектологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования, прошедшие обязательную базовую подготовку повышения квалификации для специалистов Лекотек – 144 часа

Специалисты Лекотеки обязаны:

– соответствовать требованиям тарифно-квалификационных характеристик;
– выполнять должностные обязанности, требования трудового договора, Устав учреждения, соблюдать дисциплину труда;
– проходить периодическое медицинское обследование за счет средств учредителя;
– систематически повышать свой профессиональный уровень;
– обеспечивать защиту прав и свобод детей;
– соблюдать требования конфиденциальности информации в отношении лиц, посещающих Лекотеку;
– соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, производственной санитарии и гигиены, противопожарной охраны, правила внутреннего распорядка.

Специалисты Лекотеки имеют право:

– участвовать в управлении Лекотекой в форме, определенной Уставом учреждения;
– защищать свою профессиональную честь и достоинство;
– выносить на обсуждение общего собрания (при автономном функционировании) или совета педагогов учреждения (при функционировании в составе дошкольного образовательного учреждения) предложения по организации и содержанию работы подразделений Лекотеки;
– самостоятельно определять формы и методы своей профессиональной деятельности;
– аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
– получать социальные льготы и гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, и дополнительные льготы, предоставляемые Учредителем работникам Лекотеки.
Специфика работы Лекотеки требует от специалиста углубленных знаний во многих областях психологии и специальной педагогики, ориентированности в особенностях нормального и патологического психомоторного развития детей в первые годы жизни, навыков практической работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с отклонениями в развитии. Базовым образованием будущего сотрудника Лекотеки может быть высшее педагогическое, психологическое или медицинское. Наиболее близкая специализация выпускника высшего учебного заведения - «клиническая психология младенческого и раннего возраста», введенная в России в 2001 году.
Профессиональная переподготовка специалиста должна включать полноценный теоретический курс и продолжительную практику в качестве ассистента специалиста Лекотеки, затем - стажера.
Примерный штат Лекотеки, как автономной службы (на 40-50 обслуживаемых семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями):
До роботи за даною програмою допускаються фахівці (педагоги-психологи, соціальні педагоги, педагоги додаткової освіти, дефектологи, лікарі-психотерапевти, вихователі) що мають вищу освіту і знання зі спеціальної педагогіки та психології та пройшли стажування на базі діючих Лекотек.
Функціональні обов’язки завідуючого Лекотекой: забезпечення матеріально-технічних умов для роботи Лекотеки, підготовка та підвищення кваліфікації персоналу, координація ходу реалізації проекту, робота зі спонсорами щодо поповнення банку іграшок, звітність за проектом, висвітлення ходу реалізації проекту в ЗМІ, узагальнення досвіду.
Функціональні обов’язки секретаря: облік іграшок, ведення журналу видачі та повернення іграшок, організація санітарної обробки та ремонту за необхідністю.

Функціональні обов’язки ігротерапевта: Специальная психология/ клиническая психология младенчества и раннего детства /дефектология
участь у розробці моделі Лекотеки, консультування клієнтів, навчання батьків, проведення тренінгів, індивідуальних і групових занять з дітьми, семінарів, участь у розробці методичного посібника «Ігри та іграшки для незрячої дитини», участь у виготовленні спеціальних дидактичних іграшок для незрячих дітей.
Функціональні обов’язки психолога (казко терапевта): специальная психология/ клиническая психология младенчества и раннего детства/ дефектология участь у розробці моделі Лекотеки, консультування клієнтів, навчання батьків, проведення тренінгів для дітей і дорослих, проведення діагностики стану розвитку ігрової діяльності дитини, проведення індивідуальних і групових занять з дітьми.
Физический терапевт
неврология + специальная психология/ клиническая психология младенчества и раннего детства/дефектология + кинезиотерапия
Индивидуальная и групповая игротерапия, движения под музику
Логотерапевт - логопедия/сурдологопедия + специальная психология/ клиническая психология младенчества и раннего детства/дефектология
 

Види послуг

Самостійні послуги.

• Консультування батьків (сім’ї) щодо особливостей розвитку дитини раннього віку, яка має важкі порушення зору, взаємодії з дитиною, особливості відтворення розвивального середовища для незрячої дитини, особливості використання іграшок та ігрових прийомів).
• Консультування спеціалістів, які працюють з дітьми з порушеннями зору дошкільного віку щодо організації роботи, організації простору, взаємодії, навчання грі, використанню іграшок та ігрових прийомів.
• Прокат іграшок, дидактичних посібників, книг, обладнання на умовах двосторонньої угоди.

Комплексні послуги (разом з ресурсами Центру «Сходинки подолання»).

• Діагностичні (первинна оцінка розвитку дитини, оцінка потреб сім’ї).
• Проведення індивідуальних та групових занять (корекційні, розвивальні, психокорекційні, психопрофілактичні).
• Методичні (навчання спеціалістів та батьків (система тренінгів, семінарів та ін.).
• Організація розвивального простору Лекотеки.

Ресурси Лекотеки

Источниками финансирования Лекотеки являются:

• средства, выделяемые целевым назначением из государственного бюджета, согласно установленному нормативу;
• средства, полученные за предоставление дополнительных платных образовательных и иных услуг;
• добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц;
• доход от предпринимательской деятельности;
• другие источники в соответствии с действующим законодательством
Лекотеке принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности Центра, приобретенные на эти доходы объекты собственности.

стр. 1, 2, 3

Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика