Детство /детская неврология/ социальная реабилитация 


 
Учреждения социальной защиты и общества


Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику

 Извините, рубрика "Социальная реабилитация" находится в стадии разработки, информация об обновлениях- на стр. Новости

Лекотека

Право выбора
Харьковская общественная организация Центр реабилитации молодых инвалидов и членов их семей
    

Контактные координаты :  61022, г. Харьков,
ул. Данилевского, 2.
Тел. 756-18-76; 720-46-00;   
Директор: Бутенко Валентина Антоновна
E-maіl: choіce@vk.kh.ua
Сайт организации : http://choice.iatp.org.ua        

 

Модель Лекотеки «Сонце в долоньках»
при Харківському Центрі ранньої допомоги «Сходинки подолання» для дітей з порушеннями зору

стр. 1, 2, 3

 

ОБОРУДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ ЛЕКОТЕКИ

Помещение Лекотеки должно иметь отдельный вход, санузел, раздевалку, игровой зал, консультативную комнату, хранилище средств Лекотеки.

Оборудование зала для хранения средств Лекотеки

Хранилище средств Лекотеки должно иметь дверь с замком, быть оборудовано пожарной сигнализацией, отвечать санитарно-гигиеническим нормам, принятым для библиотек. Общая площадь хранилища (вместе с подсобными помещениями) должна быть не менее 30 кв. м.

Основное оборудование

• стеллажи для хранения игрушек и иных средств Лекотеки;
• контейнеры для игрушек и иных средств Лекотеки;
• контейнеры для аудиокассет;
• контейнеры для видеокассет;
• контейнеры для компакт-дисков;
• ящички для картотеки;
• шкаф для хранения документации;
• стол со стульями;
• телефон-факс;

Дополнительное оборудование

• компьютер;
• принтер;
• копировальный аппарат;

Оборудование игрового зала

Игровой зал предназначен для проведения игровых сеансов с семьей или группой детей с родителями и поэтому должен иметь площадь не менее 30 кв. м. Отделка поверхностей зала должна соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, принятым в России для игровых комнат яслей. В зависимости от оснащения игровой зал может быть использован и для других видов активности (таких как музыкальные занятия, изотерапевтические сеансы, театральные действия, родительский семинар и т.п.).

Основное оборудование

• шкаф для игрушек - 1 шт.;
• универсальные стулья-табуреты для детей и взрослых-20 шт.;
• стол с регулируемой высотой крышки для групповой игры - 1 шт.;
• маленький игровой столик - 1 шт.;
• моющийся, теплоизолирующий игровой ковер-конструктор, площадью не менее 6 кв. м.;

Дополнительное оборудование

• мольберт-магнитная доска с регулировкой высоты, 2шт.;
• большое безопасное зеркало, 1 шт.;
• светозащитные роль-шторы - на все окна;
• малый прожектор для театра (400 w), 4 -8 шт.;
• светильник «блэк лайт», 2 шт.;
• музыкальный центр, 1 шт.;
• видео- пара (телевизор и видеомагнитофон), 1 шт.;
• часы настенные,1 шт.;
• стенд для детских рисунков, 2 шт.

Оборудование консультативной комнаты

Консультативная комната служит для проведения первых встреч с родителями, игровых сеансов с семьей и индивидуальной игротерапии. В том числе - с использованием компьютерных игр. Площадь комнаты - не менее 16 кв. м. Отделка поверхностей должна соответствовать сани-тарно-гигиеническим нормам, принятым в России для игровых комнат яслей.

Основное оборудование

• низкий стеллаж для контейнеров с игрушками - 1 шт.;
• моющийся теплоизолирующий игровой ковер-конструктор, площадью не менее 4 кв. м;
• Комплект блоков для обследования двигательной активности ребенка;
• универсальные стулья-табуреты для детей и взрослых - 6 шт.;
• журнальный столик - 1шт.;
• стол.

Дополнительное оборудование

• детский компьютерный стол с регулировкой высоты - 1 шт.;
• игровой компьютер в комплекте со специальными периферическими устройствами - 1шт.;
• контейнер для компакт - дисков -1 шт.;
• большое безопасное зеркало - 1 шт.;
• часы настенные - 1 шт.;
• стенд для плакатов - 1 шт.

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ ДВИЖЕНИЙ

Игровые средства и оборудование для развития общих движений могут использоваться в игровом зале или дома (некоторые - на улице). Эти средства помогают организовать среду ребенка таким образом, чтобы он получал удовольствие от движений или перемещения собственного тела, что в свою очередь побуждало бы его продолжать и совершенствовать двигательную активность.

Напольное оборудование

Напольное оборудование придает такие свойства поверхности, которые облегчают развитие самостоятельного передвижения.
Моющийся, теплоизолирующий игровой ковер-конструктор
Моющийся, теплоизолирующий игровой ковер-конструктор предназначен для подвижной игры на нем детей, не умеющих самостоятельно стоять и ходить.

Рифленая дорожка

Рифленая дорожка предназначена для организации и стимуляции общей вигательной активности любых детей. Она также может быть использована с большим успехом у слепых детей при обучении их пространственной ориентировке.

Оборудование для игры с перемещением тела

Оборудование этого типа почти не развивает общие движения, но помогает ощутить результаты перемещения, делая его для ребенка привлекательным.
«Прыгунки»
Прыгунки помогают ребенку ощутить радость от легкости вертикальных перемещений тела.
(Противопоказаны детям со спастическими и дискинетическими параличами.)
«Ходунки»
Ходунки позволяют ребенку ощутить радость перемещения по горизонтали, достижения различных объектов окружения.
(При спастических и дискинетических параличах применяются только по рекомендации физиотерапевта.)
«Качалки»: «Лошадка» и другие
Качалки позволяют ребенку получить удовольствие от ритмического раскачивания и балансировки в передне-заднем направлении.
(При спастических и дискинетических параличах применяются только по рекомендации физиотерапевта.)
Самокаты
Самокаты позволяют детям испытать радость горизонтального перемещения, развивают балансировку в позе сидя и управление движениями ног.
(Использование этого оборудования у детей с церебральными параличами затруднительно, а при дискинетической форме паралича — противопоказано.)

Оборудование и спортивный инвентарь для стимуляции подвижности

Оборудование для стимуляции подвижности организует игровую среду таким образом, что ребенок старается преодолеть некоторый отрезок пути самостоятельно.
Рифленая дорожка с перилами
Используется у детей, способных держать вес своего тела на ногах, но еще не умеющих ходить, в том числе, в некоторых случаях церебрального пар алича.
Мячи и другой спортивный инвентарь: «бревна», тележки, каталки
Большие мячи обычно нравятся детям, способствуют развитию общей подвижности. В некоторых случаях они могут быть использованы для развития балансировки и защитных реакций.

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ РУК И РУЧНЫХ НАВЫКОВ

Средства этого раздела помогут ребенку в игре совершенствовать управление движениями и действиями рук, расширять спектр ручных навыков, используемых в повседневной жизни.

Игрушки для развития дотягивания и толкания

Подвесные игрушки
Неваляшки
Мячи
Надувные игрушки

Игрушки для развития простого захвата и удержания

Погремушки и музыкальные молоточки
Маленькие мячи
Игрушки для ручного и ротового обследования

Игрушки для развития зрительно-моторной координации, отпускания и бросания

Емкости с игрушками разной
формы
Копилки
Колышки
Кегли
Мячи
Кубики
Мозаики

Игрушки для развития двуручного манипулирования

Небольшие игрушки с подвижными частями
Небольшие активные центры
Пирамидки
Сборно-разборные игрушки
Материалы для лепки
Мягкие игрушки средних размеров

Игрушки для развития репертуара манипулятивных операций

«Активные центры»
Заводные игрушки
Игрушки-пищалки
Игрушки на колесиках
Баночки с завинчивающимися крышками, коробочки, шкатулочки,
сумочки для размещения маленьких игрушек

Игровые средства для развития манипулятивного захвата, орудийных действий и самообслуживания

Бирюльки
Копилки
Мелки, фломастеры, пастель
Игрушки для переливания
Средства для игры с песком
Средства для игры с пластилином, глиной и другими материалами для лепки
Безопасные ножницы для детей
Печати (штампы)
Игрушки для нанизывания, игрушечные предметы обихода (посуда, расчески и проч.)
Игрушечные инструменты

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА И ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Сенсорное воспитание направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического, вкусового и обонятельного восприятия. Оно является базой для дальнейшего обучения ребенка, особенно, если это ребенок с особыми нуждами.
В данном разделе представлены игровые средства, способствующие развитию внимания к внешним стимулам, исследования предметов и их различения по характеристикам воспринимаемым различными анализаторами, межсенсорной интеграции, перцептивных понятий и их символического обозначения, включая «сенсорные эталоны».

Игровые средства и оборудование для развития зрительных функций

Лампочки
Фонарики
Специальные карточки с черно- белыми чёткими изображениями
Специальные альбомы
Картинки с четко прорисованными человеческими лицами
Флюоресцирующие материалы (краски, пластилин, игрушки)
Рефракционные материалы
Светящийся экран с набором силуэтов
Видеокассеты со специальными программами, развивающими зрительное восприятие Специальные компьютерные программы

Средства для развития фиксации и прослеживания

Мобили
Стержни с насаживающимися на них кольцами
Карточки с контрастными изображениями
Книжечки с контрастными изображениями
Объемные разноцветные игрушки
Видеоматериалы, развивающие фиксацию и прослеживание
Заводные игрушки

Игровые средства для развития разглядывания и наблюдения

Объемные образные игрушки
Аквариум с магнитными разноцветными рыбками
Специальные видеофильмы с синхронизированными аудиовизуальными событиями
(«Тик-Так» - Голландия и другие)
Альбомы с репродукциями картин
Книжечки с узорами, изображениями и фотографиями
Механические и электронные игрушки с подвижными
частями
Подвесные погремушки-гирлянды

Игровые средства для развития различенияи узнавания цвета

Наборы разноцветной посуды
Наборы цветных мячей
Разноцветные кегли
Мозаики
Пирамидки
Цветные кубики
Цветные таблички Монтессори
Наборы цветовых карточек и цветных образных игрушек

Игровые средства для развития различения и узнавания формы

Игровые средства для выработки навыка идентификации предметов на основе целостного восприятия, сначала без анализа признаков и свойств:
Образные объемные игрушки: фигурки животных и людей; игрушки, изображающие
транспорт, мебель, фрукты, посуду и другие предметы домашнего обихода.
Объемные парные игрушки.
Наборы объемных образных игрушек и их плоскостных изображений: фотографии,
рисунки реалистические, стилизованные, контурные, пиктографические.
Парные картинки и лото
Картинки (пазлы) без фона из двух частей
Трафареты и вкладыши к ним в виде предметных изображений и геометрических
фигур.

Игровые средства для развития зрительно-пространственного запоминания

Кубики
Табло, состоящее из ячеек с крышечками и образными объемными мелкими игрушками
Строительные наборы

Игровые средства для развития слухового внимания и локализации источника звука

Игрушки со звуковыми эффектами
Игрушки с фиксированной мелодией Аудиоплэйер
Игровые средства для развития слухового восприятия и памяти
Игрушки изображающие звучащих животных
Звуковые лото
Звуки, исходящие от людей
Звуки природы
Бытовые звуки
Уличные звуки
Шумовые коробочки Монтессори
Музыкальные инструменты
Большие и маленькие объемные игрушки
Картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
Музыкальные произведения различных
направлений
Метрономы и будильники

Игровые средства для развития тактильных и тактильно-кинестетических функций
Игровые средства для развития внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти

Различные виды массажных инструментов
Вибраторы
Наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания
Наборы образных игрушек и мячей с различной фактурой поверхности
Объемные резиновые игрушки и мячи с шипами
Тактильные коврики
Ванночка и игрушки для игры с водой
Контейнеры с природными материалами
Мешочки с крупами и природными материалами
Веера и трубочки для продувания
Карточки и альбомы с изображениями и рельефными контурами, аппликациями
Монтессори материалы для тактильного развития

Игровые средства для развития кинестетического гнозиса и стереогнозиса

Наборы образных объемных игрушек в мешочке
Наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке
Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса
Монтессори материалы для развития различения веса
«Почтовый ящик»

Игровые средства для развития обоняния

Через игровую деятельность можно развивать различение запахов и осведомленность ребенка о различных запахах, начиная с простого, к припоминанию и узнаванию запахов и к запоминанию их "топографии" (т.е. запах мыла соотносится с ванной комнатой, пищевые запахи - с кухней и т.п.).
Наборы флаконов с запахами и карточек (или образных игрушек) с соответствующими изображениями

Игровые средства для развития сенсорной интеграции

Объемные образные звучащие игрушки, в том числе - цветные
Развивающие аудиовизуальные материалы на видеокассетах
Звучащие заводные игрушки с фиксированными мелодиями, вибраторами, огоньками
Звучащие мячи
Тактильные книжечки с цветными изображениями и звуковыми эффектами

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Развитие мышления ребенка напрямую связано с освоением мира. Ребенок познает мир, действуя с окружающими предметами, поэтому его мышление называют наглядно-действенным. Затем на основе формирования образов, различной степени обобщенности появляется наглядно-образное мышление. По мере взросления ребенок постепенно приобретает начальные представления об объекте, действии, субъекте действия, признаках объектов, пространстве, времени, количестве. У детей с особыми потребностями собственно предметные, полноценные действия чаще всего появляются с запозданием. Вследствие этого формирование различных видов мышления и мыслительных операций требует специально организованной работы в большем объеме, чем у здоровых детей. Достижению этой задачи служат игрушки и пособия стимулирующие развитие мышления.

Игровые средства для начального развития целенаправленного поведения

Наборы предметов для игры в прятки
Электронные игрушки со звуковыми и световыми эффектами
с различными способами активации
Игрушки-каталки на веревочке
Игрушки с различными эффектами
Активные центры

Игровые средства для освоения способов решения проблем (пространственных задач) и последовательностей действий

Вкладыши разной формы
Игрушки типа дидактического домика с замками
Наборы для игр, включающих решение проблемных ситуаций
Наборы для игр, развивающих орудийные действия
Наборы для игр, развивающие решения многоэтапных пространственных задач

Игровые средства для развития операции сравнения

Наборы для игр - сортировок однородных предметов
Наборы для игр - сортировок по одному признаку
Игрушки по типу «почтового ящика»
Парные картинки
Парные объёмные игрушки
Домино для подбора по цвету или по форме
Лото
Цветные колышки с соответствующими цветными насадками

Игровые средства для реконструкции целого из частей

Пазлы из 2-4 частей без фона
Складные кубики из двух-четырех деталей
Комплекты разрезных картинок из двух - четырех частей
игровые средства для развития серийного распределения объектов по одному изменяющемуся признаку
Пирамидки от двух до пяти элементов (разной формы, цвета, величины)
Вкладыши полые, от 3-х до 10-ти элементов, блоки с цилиндрами Монтессори
Матрешки двух - пятиместные
Колышки разной высоты

Игровые средства для развития классификации

«Подбери и назови»
Лото на обобщающие понятия
Тематические кубики
Разрезные картинки на обобщающие понятия
Игрушки для сюжетных игр

Игровые средства для развития конструирования

Объемные конструкторы и строительные наборы
Магнитные конструкторы
Мозаики
Игрушки для плоскостного конструирования
Развивающие игры Никитина для детей раннего возраста
Игровые средства для развития функциональных действий и сюжетно-ролевой игры
Куклы
Наборы для игр с куклой (дом, комната, посуда, одежда, принадлежности для купания, магазин, парикмахерская, больница).
Наборы «Ферма», «Зоопарк», «Звери в лесу» Наборы для игры в транспорт
Игрушки-персонажи сказок
Плоскостные театральные игрушки

Игровые средства для развития целенаправленной деятельности на основе ассоциаций

Комбинированные игры для развития мышления
Дидактический поезд
Сюжетные конструкторы «Легодакта»
Разноцветные формы для нанизывания (бусы, гирлянды...)

Игровые средства для развития первичных понятий о количестве и навыков счета в пределах 5

Счетная лесенка
Магнитный набор для счета
Наборное полотно
Наборы игрушек и геометрических форм для счета
Геометрические формы с отверстиями от 1 до 4 для нанизывания на колышки
Наборы плоскостных изображений для счета
Наборы карточек с разным количеством изображений объектов на наложение и
приложение

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Развитие речи является непрерывным процессом, начинающим свое формирование с самых первых этапов взаимодействия ребенка со взрослым и пронизывающим их совместную деятельность на протяжении всего периода детства. В первые четыре года жизни усвоение речи и языка происходит стремительными темпами. Основой речевого развития является возникновение интенционного общения с использованием невербальных средств (взгляда, модулированных вокализаций, контактных действий, жестов). По мере формирования анализа и продукции звуковой речи у ребенка появляется пассивный и активный словарь. Далее, накапливаемый опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром в общении со взрослым, способствует росту словаря, конструированию вербальных сетей и усвоению грамматического строя родной речи. Созревание произвольности психических процессов приводит к установлению вербального диалога, появлению элементов связности и развернутости высказываний.
В разделе содержатся игровые материалы, способствующие развитию речи и языка.

Средства для развития слухового внимания к речи

Книги - сборники потешек, стишков, прибауток, песен, попевок
Аудиокассеты с записями детских песен, сказок
Звучащие игрушки
Аудиоплэйер

Игровые средства для развития звуковой и просодической стороны речи, стимуляции звукоподражания

В этот раздел входят игры и игровые средства, облегчающие развитие подражания звукам, звукосочетаниям, интонации. Кроме того, взрослый может часть их них использовать для формирования сценария диалога.
Книги - сборники потешек, стишков, прибауток, попевок, первых игр
Иллюстрированные книжки со сказками
Игрушки, изображающие звучащие предметы, животных
Картинки, изображающие звучащие предметы, животных Картинки, изображающие буквы вместе с предметами, животными, издающими соответствующие звуки
Игрушки со звуковыми эффектами
Игрушечные телефоны
Наборы «большие и маленькие»

Игровые средства для развития начального понимания и использования речи

В этом разделе представлены игры и игровые средства, спобствующие формированию первого пассивного и активного словаря, расширения значений конкретных понятий.
Объемные игрушки
Куклы
Фигурки животных
Игрушки, изображающие предметы быта (для функциональной игры)
Игрушки, изображающие объекты окружения (машина, дом)

Игровые средства для дальнейшего развития понятий и ассоциаций

Наборы картинок или объемных игрушек, изображающие варианты объектов
Люди, легковые машины, собачки, дома, деревья и т.д.
Тематические наборы картинок и лото
Семья
Части тела
Выражения лица
Еда
Одежда
Обувь
Мебель
Предметы быта
Транспорт
Животные (звери, птицы, рыбы, насекомые)
На улице
На ферме
Профессии Тематические наборы объемных игрушек
Дом с мебелью и семьей
Еда
На улице (дома, деревья, транспорт)
На ферме
Зоопарк
На прогулке Тематические трафареты
Наборы парных картинок или парных объемных игрушек
Наборы фотографий или картинок, иллюстрирующих противопоставления
Наборы фотографий или картинок, иллюстрирующих видимые качества объектов(-форма, цвет)
Наборы объемных форм разного цвета и величины 
Матрешки 2-3 местные
Наборы разрезных картинок для соотнесения по ассоциации «Найди маму», «Кому что нужно для работы» и т.п.

Игровые средства для развития связной грамматически правильной речи

Иллюстрированные книги со сказками, рассказами, стихами
Картинки, изображающие различные ситуации
Семья в жилой комнате Семья на отдыхе На кухне В ванной На улице На ферме
Игровое оборудование для сюжетной игры
Набор «игрушечный дом» Мебель для кукол Качели для куклы Игрушечная посуда
Игрушечные фрукты, овощи и т.п.
Куклы и другие персонажи среднего размера в одежде
Игрушечные предметы домашнего обихода
Игрушечная машина
Телефон

ИГРОВЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Развитие социального мышления и индивидуализации связано со следующими аспектами:
различение себя и других, идентификация себя и других, различение эмоций других, эмпатия, идентификация вариантов поведения людей и ролевых шаблонов, познание норм социально приемлемого взаимодействия и контрастных примеров асоциального поведения, формирование контроля над своим поведением, приобретение опыта разрешения социо-когнитивных конфликтов, формирование отношения к себе как к члену социальной группы через восприятие своей компетентности и оценок себя окружающими.
Перечисленные аспекты наиболее успешно исследуются ребенком в театрализованных играх, что способствует совершенствованию его социальной компетентности.
Театрализованные игры и представления могут разыгрываться для малыша взрослым, совместно взрослым и ребенком, ребенком при инициативе взрослого. Для этого используют готовые наборы кукол-игрушек для кукольных представлений, игры в кукольный театр или изготавливают куклы сами.

Игрушки и оборудование для театра

Ширма
Наборы перчаточных кукол-персонажей сказок (Би-ба-бо) «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Медведь и лиса», «Колобок» и другие
Настольный плоскостной театр
Настольный театр игрушек
Магнитный театр
Фланелеграф с набором персонажей и декораций
Мимирующие куклы (из мягких материалов)
Пальчиковые куклы
Маски и шапочки, карнавальные костюмы

Материалы для сюжетно-ролевых игр

Наборы игрушек для игры в «Дочки-матери»
Куклы разных размеров и видов, кукольная одежда, постельное белье, игрушечная мебель, коляска, посуда, муляжи фруктов, овощей и прочих продуктов.
«Игрушечный дом»: большой игрушечный дом с набором мебели и кукол.
Наборы игрушек для игры в «Доктора»
Игровые средства для развития чувства себя, других и эмпатии
Наборы кукол, масок, картинок-карточек, изображающих людей с разнообразными выражениями лиц (веселый, грустный, смеющийся, плачущий, сердитый, удивленный, испуганный и т.д.).
Наборы « Семья».
Видеосюжеты с людьми, переживающими различные эмоции
Зеркала: маленькое, средней величины, большое.
Мультфильмы.

СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Бумага больших форматов
Цветная бумага и картон
Краски (гуашь, пальчиковые, акварель)
Кисти различные, подходящего размера
Мелки масляные, восковые (для детей постарше), пастель
Пластилин (не липнущий к рукам), специальная масса для лепки
Постеры произведений живописи и графики великих художников (Ремб-ранта, Леонардо да Винчи, классиков Русской живописи, импрессионистов -Гогена, Ван Гога, Пикассо, Модильяни, Шагала, Малевича, Кандинского и современных художников)
Мольберты
Наборы штампов для печати
Различные силуэты (шаблоны), по которым родители могут вырезать фигурки для аппликаций и образцы готовых композиций
Трафареты для закрашивания

СРЕДСТВА ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Песни и прибаутки
Музыкальные произведения для слушания (аудиокассеты, компакт-дискиухживая музыка»-фортепиано и др.) и одновременного наблюдения (кукольный театр):
Кабалевский «Ёжик», «Клоун»
Виноградов «Танец медвежат»
Бермен «Марширующие поросята»
Разоренов «Два петуха»
Руббах «Воробей»
Слонимский «Лягушки»
Гедике «Заинька»
Прокофьев «Шествие кузнечиков», «Марш», из симфонической сказки «Петя и Волк»: «Кошка», «Волк», «Утка»
Дебюсси «Маленький негритенок»
Шмитц «Микки-Маус»
Блантер «Джон Грей»
Свиридов «Колдун»
Шуман «Смелый наездник», «Дед Мороз», «Веселый крестьянин»
Чайковский «Баба-Яга», «Новая кукла», «Мама», «Мужик на гармонике играет»,«Марш деревянных солдатиков» Шостакович «Балетная сюита» Григ «Кобольт», «Шествие гномов», «Птичка» Сен-Санс «Лебедь»
Хачатурян из балета «Чипполино»: «Помидор», «Тыква», «Погоня», «Марш Чипполино», «Шествие лимончиков» Жилинский «Мышки»
Детские песенки из мультфильмов.
Игрушки для наглядного сопровождения музыки
Игрушки: ежик, медведь, поросята, петух, воробей, лягушка, заяц, кузнечик, негритенок, Микки-Маус, клоун, колдун. Дед Мороз, Баба-Яга, деревянные солдатики, куклы, гном, лебедь, кошка, утка, волк, помидор, лук, лимон, дед, бабка, Чебурашка, мышки.
Детские музыкальные игрушки-инструменты
Игрушки-инструменты, издающие звуки неопределенной высоты (погремушки, бубны, трещетки, барабаны, кастаньеты, треугольники, маракасы, кубики, ложки, бубенчики)
Озвученные музыкальные игрушки-инструменты, издающие звук только одной высоты: (свирель, свистушка, дудочка, колокольчики)
Игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки, шарманки, электромузыкальные игрушки с наборами мелодий, звуковые книжки)

Первые предметные картинки и фотографии

Картинки и фотографии, изображающие действия людей

 

Картотека фонда Лекотеки

Фонд Лекотеки систематизируется по функциональной классификации: средства для детей с проблемами развития общих движений, ручных навыков, сенсорного развития и т.д.
Для удобства использования фонда Лекотеки составляется картотека игрового материала и оборудования по данной классификации.
На каждую игрушку (книжку, аудио-, видеокассету) заводится карточка, которая включает в себя в основном:
• фотоизображение
• название
• цифровой код, отражающий локализацию данного средства в ресурсе Лекотеки (т.е. раздел, подраздел и т.д.)

БИБЛИОТЕКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ -

Книги-сборники песен, потешек, стихов, прибауток, игр
А. Ануфриева, О. Митюкова Игры и занятия для малышей. Волго-Вятское книжное изд-во, 1964
В.В. Ветрова Ладушки, ладушки. М., «Знание», 1995
О.Н. Козак Игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет. С-П., «Союз», 2000
Т. Бердышева Забодаю, забодаю... Пальчиковые игры (2-4 года). М, «Карапуз», 2001
Ребека Р. Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи (пер. с англ.) Обучение через игру.
Руководство для педагогов и родителей. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства,
выпуски 1-8.2000 Т.В. Галанова Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль, Академия развития, 1996. Игры для детей от 2 до б лет. (пер. с нем.) М.. «РОСМЭН», 1999 С.Л. Новоселова Родителям о детских играх и игрушках. М, 1992 Хрестоматия для дошкольников (2-4 года). М., «Аст», 1998 Бин Дж., Оулдфилд А. (пер. с англ.) Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. М,
«Теревинф», 2000
Ю.А. Разенкова Игры с детьми младенческого возраста. М. «Школьная пресса», 2000 М. Сигал (пер. с англ.) Ребенок играет (от рождения до года). «Питер». С-П, 1996 М. Сигал, Д. Адкок (пер. с англ.) Ребенок играет (от года до двух лет), С-П,1996 М. Сигал, Д. Адкок (пер. с англ.) Ребенок играет (от двух до трех лет), С-П.,1996 М. Сигал, Д. Адкок (пер. с англ.) Ребенок играет (от трех до пяти лет), С-П, 1996
Книги - сборники советов по творчеству и самостоятельному изготовлению игрушек
Ричард Дангворт (пер. с англ.) Домашний кукольный театр. М., «Росмен», 1999 Иле Грей (пер. с англ.) Мягкие игрушки, куклы, марионетки. М, «Просвещение», 1979
Книги о развитии, воспитании и обучении детей
Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, В.Г. Ражников Психология вашего младенца. «ACT», 1996
Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова Вы и младенец. М, 1991
Глен Доман, Дженет Доман Как обучить ребенка математике. М., «Аквариум», 1999
Зик К. Ребенок и его мир. Советы по умственному развитию ребенка до шести лет. С-П, 1993
О.Е. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова Воспитание детей раннего возрастаМ., «Просвещение», 1996
Хеннинг Рюе (пер с англ.) Когда Ты и Я вместе (пособие для родителей). Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 1999

Мари Киллили (пер. с англ.) Детский церебральный паралич: история о том, как родительская любовь победила тяжелую болезнь. С-П„ «Питер», 1998
Е.И. Исенина Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни, М, «Прогресс», 1999
Дэвид Вернер (пер. с англ.) Реабилитация детей-инвалидов. М. «Филантроп», 1995
Е. Мэри Прайс Как помочь вашему малышу с синдромом Дауна научиться говорить М, Ассоциация Даун Синдром, 1998
Зигфрид Пушел (пер. с англ.) Родителям детей с синдромом Дауна. К лучшему будущему Части 1-3, М., Ассоциация Даун Синдром, 1997
Зигфрид Пушел и Катарин Кэстри (пер. с англ.) Не получившие подтверждения методы лечения людей с синдром Дауна. М., Ассоциация Даун Синдром, 1997
Грюневальд К. Как учить и развивать умственно отсталых детей. С-П, «Петербург XXI век», 1994
М Раттер Помощь трудным детям. М., «Апрель Пресс», «ЭКСМО-Пресс», 1999
А.А.Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М, «Бук-Мастер», 1993
Кэрол Тингей-Михаэлис Дети с недостатками развития. Книга в помощь родителям. М.,«Педагогика», 1988
А.И. Усынина, Г.И. Мельникова Если в семье «особый ребенок», (дефектологи советуют родителям/ С-П, 1992
Хартман A.M. (пер. с англ.) Поиграй со мной. Пособие для родителей. Как стимулировать развитие общей моторики в первые годы жизни у детей с нарушениями зрения. С-П, «Петербург XXI век», 1998
Каннкунен А.(пер. с англ.) Научитесь понимать меня. Руководство для родителей детей с нарушением слуха., ИРАВ, С-П, 1997
Программы обучения детей с особыми нуждами
Мойра Питерси, Робин Трилор с coaem. (пер. с англ.) Маленькие ступеньки. Программе" ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Книги 1-8. Видеосериал из 11 частей. М., Ассоциация Даун Синдром, 1998
Дополнительные информационные материалы:
сборники о правах семей, имеющих детей-инвалидов, справочники по организациям, оказывающим помощь детям-инвалидам и их семьям и т.п.
Если ваш ребенок не такой как другие.. (Президентская программа «Дети России»), М.,1997 Конвенция о правах ребенка и законодательство Российской Федерации. Справочник. Президентская программа «Дети России», М., 1998
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. Организация Объединенных инвалидов, 1994

ФОНОТЕКА

Аудиокассеты и CD диски
Звуки природы
Инструментальная

ВИДЕОТЕКА

Специальные развивающие видеоматериалы для детей
«TIK-TAK» 6 кассет , WETON/BRTN/VAR, (Голландия), 1997
«So Smart!» (для детей от 3 мес. до 3 лет) The Baby School Company, Inc., (США), 1997 у
«Brainy Baby»: «Right brain» и «Left Brian», (для детей от 6 мес. до 3 лет) Small Fry Productions, Atlanta (США), 2000-2001 г.г.
«Baby's First Impressions» - видеоэнциклопедия из 10 кассет, (для детей от 8 мес. до 5 лет) Small Fry Productions, Atlanta (США), 2000-2001 г.г и т.д.
Мультфильмы
«Чипполино», «Ежик в тумане», «Три поросенка», «Щелкунчик», «Микки-Маус», «Спящая красавица» и др.
Видео-сюжеты о детях с особыми нуждами, участвующих в разных видах активности, посещающих интегративные группы в детских дошкольных учреждениях.
Видео продукция (документальные и художественные фильмы) о деятельных подростках и взрослых с особыми нуждами, в том числе - включенных в социально значимые виды активности
Видео материалы для родителей по разным направлениям развивающей активности с детьми
«Театр Кукол своими руками» С-П., «Интеракт», 1997

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ

Компьютерные программы для детей, включаемые в Лекотеку, подбираются для решения следующих задач:
• выработки первичных навыков пользования компьютером
• расширения возможностей зрительно-слуховой стимуляции ребенка
• развития интерактивного целенаправленного взаимодействия
• развития мыслительных операций
• обогащения знаний, через ознакомление с окружающим миром
• использование потенциала компьютерных технологий для разнообразия игровой деятельности ребенка
• развития речевых навыков
Многие интересные для ребенка игрушки могут быть легко изготовлены родителями Исходным материалом могут служить разнообразные «отходы» хозяйствеяво-бытовой жизш семьи: коробочки, пакетики из-под продуктов, пластиковые бутылочки из-под напитков, ку сочки ткани, крупы, фасоль, горох, мука, корпуса вышедших из строя авторучек, фломасте ров и маркеров, крышки, негодные компакт-диски и т.п.. идеь по самостоятельному изготовлению игрушек родители могу] взять из специальной литературы. Однако, наиболее действенным способом пробуждения энтузиазма у родителей надо признать непосредственную демонстрацию коллекции самодельных игрушек.
 


Діяльність Лекотеки повязана з використанням допоміжних засобів:

• ігри та іграшки
• дидактичні матеріали
• корекційне обладнання
• аудіо- відео- матеріали
• бібліотека дитячої літератури
Ресурси Лекотеки можуть використовуваться відповідно до правил «Користування Ресурсами Лекотеки…» (Додаток №1). Умови утримання матеріалів відповідно до санітарно-гігієнічних норм існуючих в Ураїні (Додаток №2).
Спрямованість програми і правила включення
клієнтів в програму
Мета програми: створення сприятливих умов для розвитку незрячої дитини і успішна, адекватна соціалізація її у суспільство, покращення якості життя сімей, які виховують дітей з важкими порушеннями зору, шляхом надання можливості тимчасового користування якісними іграшками та іграми й навчання батьків основам ігрової діяльності дітей з проблемами зору.

Цільова група: діти з проблемами зорової функціїї, їх сім’ї, спеціалісти, які працюють з дітьми з вадами розвитку
Завдання:
1. Психолого-педагогічне обстеження дітей і батьківсько-дитячої взаємодії.
2. Надання батькам інформації щодо розвитку і виховання дитини, рівнів її розвитку, про результати психолого-педагогічного обстеження, особливості виявленого порушення.
3. Залучення батьків до процесів обстеження, профілактики, корекції вад розвитку дитини, формування активної життєвої позиції.
4. Навчання батьків і вихователів, фахівців освітніх установ, педагогів інших установ користуванню засобами Лекотеки і методам ігрової взаємодії з дітьми, що мають порушення сенсорного розвитку.
5. Підбір адекватних засобів спілкування з дитиною.
6. Допомога в особистісно-соціальному розвитку дитини.
7. Формування передумов ігрової діяльності дитини.
8. Нормалізація батьківсько-дитячих відносин.
9. Допомога в адаптації сім'ї до проблем дитини.
10. Психопрофілактична і психокорекційна робота з дитиною і членами його сім'ї.
• стимуляція розвитку дітей в ході спеціальних ігор і занять, відстеження динаміки їхнього розвитку на базі Лекотеки;
• цілеспрямоване навчання батьків способам специфічної взаємодії з незрячою дитиною у повсякденному житті родини через гру;
видання інформаційних та методичних посібників.
Програма не має чіткого орієнтування на вік дитини, окрім заданого вікового діапазону. Реалізація програмних завдань залежить від індивідуальних особливостей і темпів розвитку дитини, стану батьківсько-дитячої взаємодії, рівня конструктивної взаємодії з батьками, наявність у дитини або батьків психогенних розладів, додаткових обставин (наприклад – стан зорової функції дитини, наявність сукупних порушень). Тривалість програми залежить від її результативності – від досягнення поставлених цілей.
Програма розрахована на дітей з проблемами зорової функції, але може використовуватись і для дітей, які мають обмеження можливостей соціальної адаптації.
Прийом дитини в програму проводиться за власним бажанням батьків. У програму може бути включена сім'я дитини від 0 до 6 років з проблемами зорової функції, при цьому тип сукупних розладів і їх природа не мають значення
У роботу з дитиною і сім'єю в рамках програми можуть бути залучені від одного до декількох фахівців, які домовляються між собою про зону відповідальності. Форми взаємодії сім’ї та організації можуть бути різноманітними: дитина і батьки відвідують установу, батьки отримують консультацію в Лекотеці, батьки отримують консультацію вдома (виїзд фахівця, зв'язок з установою за допомогою технічних засобів: телефон, електрона пошта, Інтернет тощо.)
В кожному випадку визначається провідний фахівець, тобто той, який відповідає за складання індивідуального плану роботи з дитиною і сім'єю, залучає за потреби інших фахівців, спіпрацює з ними, реалізує всі основні компоненти роботи.
Провідний фахівець складає індивідуальний план роботи з дитиною і сім'єю на підставі консультації батьків і даних обстеження, хід яких представлений в розділі "Організація роботи з сім'єю в рамках програми Лекотека".

ДОДАТКИ

Додаток 1. Угода з клієнтами
Додаток 2. Правила пользования и содержания ігрового матеріалу

ГЛОСАРІЙ

Лекотека – в переводі з шведського leco (іграшка) и грецької theke (хранилище).

Використана література

Л.С. Выготский.Вопросы детской психологии. С.-П, «СОЮЗ», 1999 Т.В. Галанова Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и
педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1996. Иле Грей (пер. с англ.) Мягкие игрушки, куклы, марионетки. М., «Просвещение», 1979 Р. Дангворт (пер. с англ.) Домашний кукольный театр. М., «Росмен», 1999 Игрушки и пособия для детского сада/Под ред. В.М. Изгаршевой, М.,1987 Каннкунен А. (пер. с англ.) Научитесь понимать меня. Руководство для родителей детей с нарушением слуха., ПРАВ, С-П, 1997
О.Н. Козак Игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет, С-П., «Союз», 2000 Г. Крайг Психология развития. С-П., «Питер», 2000 М.И. Лисина Проблемы онтогенеза общения. М, Педагогика, 1986 С.Л. Новоселова Родителям о детских играх и игрушках. М, 1992 С.Л. Новоселова Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., «Просвещение»,
1985
С.Л. Новоселова, Н.А. Реуцкая Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. М, Центр инноваций в педагогике, 1997
Л.Н. Павлова, Э.Г. Пилюгина, Е.Б. Волосова Раннее детство: познавательное развитие, М, «Мозаика-Синтез», 2000
Ю.А. Разенкова Игры с детьми младенческого возраста. М. «Школьная пресса», 2000 Роль игры в детском саду/Под. Ред. А.П. Усовой, М., Изд-во АПН РСФСР, 1961 М. Сигал (пер. с англ.) Ребенок играет (от рождения до года). «Питер», С-П, 1996 М. Сигал, Д. Адкок (пер. с англ.) Ребенок играет (от года до двух лет). «Питер», С-П, 1996 М. Сигал, Д. Адкок (пер. с англ.) Ребенок играет (от двух до трех лет). «Питер», С-П, 1996 М. Сигал, Д. Адкок (пер. с англ.) Ребенок играет (от трех до пяти лет). «Питер», С-П, 1996 О.Е Смирнова Психология ребенка. М., «Школа-Пресс», 1997 О.Е. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова, А.О. Дробинская, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова Воспитание детей раннего возраста. М, «Просвещение», 1996 А. Спиваковская Психотерапия: игра, детство, семья, М, «Апрель Пресс», «ЭКСМО-Пресс», 1999 P.P. Фьюэлл, Патриция Ф. Вэдэзи (пер. с англ.) Обучение через игру. Руководство для педагогов и
родителей. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, выпуски 1-8. 2000 Хартман A.M. (пер. с англ.) Поиграй со мной. Пособие для родителей. Как стимулировать развитие общей моторики в первые годы жизни у детей с нарушениями зрения.С-П, Петербург XXI век, 1998
Йохан Хейзинга Homo Ludens, М, «Прогресс-Академия», 1992 Хрестоматия для дошкольников (2-4 года), М., «Аст», 1998 ЛеаХювяринен (пер. с англ.) Зрение у детей: нормальное и с нарушениями». С-П, 1999 Л. Чистович, Е. Кожевникова Разум, чувства и способности младенца. Пособие для любопытных
родителей. С-П, «Петербург-ХХ! век», 1996. Д.Б. Элъконин Психология игры. М., «Педагогика», 1978 Д.Б. Элъконин Психическое развитие в детских возрастах. М, Москва-Воронеж, 2001 Roma Lear Play Helps/ Heinemann Medical Books, 1986 Roma Lear More Play Helps/ Heinemann Medical Books, 1990 Child's Play B. Ed. Е. Dau. Maclennan+Petty, Sydney-Philadelphia-London, 1999 Т. Under Transdisciplinary Play-Based Intervention/ Paul H. Publishing Co., 1997

стр. 1, 2, 3

Оглавление Центры реабилитации> Технические средства> Законы и льготы> Учреждения социальной защиты и общества> Образовательные учреждения>

 О трудоустройстве> Организация досуга> Клубы встреч и знакомства> Родительские советы и истории> Форум> Литература>  Ссылки> <<В рубрику


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика