Детство/ детская неврология 

Советы психологов


 

     Оглавление            Далее >>       


Свободу младенцам!

Д. Орлова

    "Послушайте, у меня сплошные неприятности! Взмахнул ручками, вздрогнул, а мама сказала: "Он ручек пугается , они мешают ему спать", - и стала заворачивать меня туго, по самый подбородок. Пока спишь, еще ничего, но когда проснешься - ни потянуться, ни пошевельнуться. И жарко же! Потею. А в некоторых местах даже больно - особенно когда мокрый или ... понимаете?

    Спасибо, пожалела меня мама, стала заворачивать до пояса. Обрадовался, размахался ручками, и надо же - щеку поцарапал. Так они теперь на меня рукавички надели. Представляете? Вон шарик красный висит, мне его потрогать хочется. И самого себя потрогать, и вообще все что попадется! А рукавички мешают. И лежишь просто так, скучаешь..."

    Вот такой грустный монолог мог бы произнести младенец, если бы научился говорить. И нашел бы у педиатра полное сочувствие. 
    Что касается тугого пеленания, оно давно признано вредным. Впрочем, иной излишне беспокойный, возбудимый ребенок действительно быстрее засыпает туго спеленутый, но как только заснет, пеленки надо расслабить, а на время бодрствования максимально рано - хоть с первых недель оставлять в кофточке и ползунках. 
    Пеленание, слишком тесная или теплая одежда, как и излишне высокая температура в комнате (выше 20--22 градусов), способствуют появлению потницы - мелкой красноватой сыпи, располагающейся преимущественно на шейке, груди, спине, бедрах и особенно заметной по утрам после ночного сна.
    Такая сыпь сама по себе не представляет опасности, но это сигнал дискомфорта, перегревания.
    Стоит одеть ребенка полегче, искупать его, делать ему каждый день воздушные ванны на 4 - 5 минут, и потница исчезнет. Труднее справиться  с опрелостями. Типичное их место - ягодички, ведь они-то в основном страдают от мокрых пеленок, оттого, что мама долго не перепеленывает после "больших дел" - испражнения грудного ребенка имеют повышенную кислотность и раздражают кожу. Раздражать ее могут и сухие пеленки, если они плохо простираны, да еще не мылом, а синтетическим порошком. У врачей есть, оказывается, даже термин "пеленочный дерматит" и строгая рекомендация - в первые месяцы пеленки обязательно кипятить и проглаживать!
    При появлении памперсов мамы вздохнули с облегчением. Но ведь н они не защитят кожу, если не менять их перед каждым кормлением. А при опрелостях одноразовые подгузники и вовсе считаются нежелательными. В этих случаях врачи советуют почаще оставлять ребенка "с голой попкой". И. конечно же, подмывать не только при утреннем туалете, вытирать промокающим движениями, смазывать предпочтительно  мазями, содержащими окись цинка.
    При всем обилии детской косметики не отменяется старое испытанное растительное масло - только обязательно простерилизованное. Им можно пользоваться профилактически, когда кожа здорова, но не при опрелостях!
    Про кожу говорят: зеркало организма. Для детской кожи это особенно справедливо. Длительное сохранение опрелостей, не исчезающих даже при идеальном уходе, - визитная карточки экссудативного диатеза. Другой его сигнальный звонок - появление на голове ребенка желтовато-белых корочек  - гнейса. Обычно они сначала покрывают макушку, потом спускаются ниже, до лба, бывают даже на бровях. Ребенка они, по-видимому, не беспокоят, но если мама попробует ногтем поддеть н снять корочку, тут уж он расплачется! Ведь под корочкой - тонкая, воспаленная, иногда даже сочащаяся кожица.
    Поступать с корочками надо так. За 2-3 часа до купания смазать голову ребенка растительным маслом - корочки размягчатся, н их легко будет вычесать маленьким маленьким гребешком с тупыми (обязательно тупыми!) зубьями, а остатки смыть мыльной водой. Эту процедуру придется повторять. Когда мама проводит ее осторожно, нежно, она ребенку даже приятна н безусловно полезна. Если оставить корочки без внимания, они будут утолщаться, приобретут неприятный запах, и главное - могут нарушать кожное дыхание, мешать нормальному росту волос.
    Теперь, возвращаясь к жалобе младенца, остается узнать, действительно ли он пугается своих ручек. Категорического ответа нег, это область предположении. Может быть, путается, может быть, вздрагивает рефлекторно, от неожиданности. Но даже если и пугается, это ведь необходимый жизненный опыт! Ребенок еще "не разобрался сам с собой", еще не вполне вычленил себя из окружающего мира, и прикосновения рук помогают ему в этом, тренируют способность соотносить себя с пространством. С первых дней жизни малышу полезна любая двигательная активность, но движения рук специалисты считают особенно значимыми, потому что они способствуют координации зрительных, слуховых, двигательных реакций.
    Пусть размахивает ручками на здоровье! А чтобы он себя не оцарапал, мама не должна забывать раз в неделю после купания маникюрными ножничками с закругленными краями, желательно специально выделенными ребенку или протертыми спиртом, аккуратно обрезать ему ноготки, не оставляя острых уголков.
    Необходимо осмотреть каждый пальчик, особенно в первые недели, - нет ли вдоль ногтевого ложа маленьких скоплении гноя. Это может быть первым проявлением общей инфекции  и, единственное, что маме разрешается сделать самой, - смазать пальчик зеленкой, а к врачу обратиться завтра же, еще лучше - сегодня.
    Наш младенец больше всего огорчен рукавичками. Да, с ними еще можно было мириться в первый, скажем, месяц, а потом они становятся не только излишними, но даже вредными, потому что - не удивляйтесь! - могут тормозить развитие умственного потенциала ребенка, его интеллекта.
    Окружающий мир малыш познает через ощущения, и надо обязательно давать работу его органам  чувств - зрению, слуху, осязанию. Специалисты по дошкольной педагогике советуют очень рано - с 3-4 недель вкладывать в ладошку ребенка маленькие колечки, шарики, палочки с разной поверхностью - гладкой, шероховатой, ребристой, позднее - слегка приподымать их, побуждая удержать, ухватить. Как это сделать в рукавичке? Свободная рука становится для ребенка подлинным органом познания не только потому, что позволяет многое открыть для себя на ощупь, взять, разглядеть. Мелкие движения кисти, действия пальцами способствуют становлению высшей нервной деятельности и, в частности, развитию мозговых центров, ведающих речью. Замечено: дети, которые больше занимаются своими игрушками, раньше "осваивают" ложку, раньше начинают и говорить.
    В быту существует наблюдение: если ребенок спит с закинутыми на подушку ручками, значит, он чувствует себя хороши. Действительно ли эта поза - поза благополучия, мама может проверить, наблюдая за малышом. Но еще важнее для нее последить за "поведением" ручек во время  бодрствования. В первые недели жизни мышечный тонус ребенка повышен, и руки часто бывают сжаты в кулачки. Затем напряжение должно постепенно ослабевать. И если к 1,5-2 месяцам ладошки еще не раскрыты н тем более если движения рук неодинаковы: одну он поднимает высоко, а другую - чуть-чуть, это может быть признаком неврологических нарушений. Надо спешить к невропатологу!
    Выходит, младенческие ручки могут многое рассказать и самому младенцу, и его маме. Только надо дать им свободу! [75]


       Оглавление            Далее >>    


Rambler's Top100 Яндекс.Метрика