|
Книга "Рывок в Европу"
поход в Париж
- Нелегальный переход шенгенской границы
- Французский Иностранный Легион
- Жизнь нелегала во Франции
- Фотогалерея
|
 |
Экономика Польши
После очередного раскрашенного автомобильного корпуса я нашел пенек,
освещенный светом придорожного фонаря. Это была просто удача. Я уже
валился с ног от усталости. А сесть на землю нельзя. Зимняя ночь – можно
замерзнуть. Сел я на пенек, поднял руку, чтобы останавливать машины, и
сплю в полглаза. Дремлю. Проходящие машины, действительно,
притормаживают. Но не для того, чтобы меня подвезти, а чтобы посмотреть
на невиданного сидячего автостопщика.
Подремав пару часов, я поднялся и вскоре уехал на небольшом грузовичке.
В эту же ночь меня подвозил еще один интересный поляк. Бизнесмен. Хорошо
владеет русским языком. Поговорили о зарплатах, перешли к экономике.
Причина расцвета польского бизнеса – в первых либеральных шагах
постсоветского правительства. Тогда для начала нового дела было
достаточно одного лишь желания. Хочешь работать? Вот тебе одна
бесплатная лицензия – пожалуйста, трудись. Выпускай товар, создавай
рабочие места. А сейчас разросся просто гигантский бюрократический
аппарат. Чтобы вести бизнес, надо постоянно проходить через лапы целой
орды государственных чиновников; получить массы очень дорогих лицензий.
И часто один из чиновников просто отказывает в лицензии. Тогда все
предыдущие растраты на разрешения оказываются бессмысленными. Это рубит
бизнес на корню. Предприниматели перестают работать, сокращают зарплаты
и рабочие места. Над Польшей все отчетливее поднимается тень депрессии.
Депрессии, созданной своими руками. Польские бизнесмены с завистью
смотрят на Россию, где бюрократии меньше, чем в Евросоюзе, а темпы
экономического роста больше.
Бизнесмен говорил, что это социалисты развели бюрократию.
Поговорили также о тех роскошных домах и машинах, которые постоянно
бросаются в глаза в Европе. Все это куплено в кредит. То есть, люди еще
не заработали такого великолепия, но уже им пользуются. Они загнали себя
в долговую кабалу на много лет вперед и не представляют как смогут
вернуть долги. Ведь в Европе все чувствуют надвигающийся экономический
спад, снижение зарплат. Производства Европы фактически обслуживают не
только потребности сегодняшнего момента, но и работают на завтрашнюю
потребность – на продажу в кредит. То есть – на склад. Но ведь когда
наступит «завтра», то потребителям придется не покупать новое, а
отдавать долги за старое. Это значит, что производство остановится. И
зарплата тоже. Это оборотная сторона жизни в долг. Такой же кризис был и
в Америке в 1929 году.
Еще мы с бизнесменом поговорили о новой нарождающейся психологии
поляков. Раньше человек думал только о работе, о том, как заработать
побольше денег. И все свое время и силы отдавал заработку. На себя лично
время выделялось микродозами по остаточному признаку. Теперь же
гражданин ценит себя не меньше, чем работу. И на удовлетворение своих
желаний тратит, как минимум, столько же времени и сил, сколько и на
работу.
К примеру, этот бизнесмен возвращался с хоккея. Три раза в неделю он
ездит в соседний город, пьет пиво с друзьями и клюшкой гоняет шайбу по
ледяному полю.
Эта ночь для меня закончилась посреди какого-то глухого села. Стою среди
ночи на обочине дороги. Спать хочу, качаюсь. Вижу: впереди выплывают из
темноты фары. Поднимаю руку, останавливаю. Пригляделся - это полиция.
Стражи закона смерили меня квадратными глазами и поехали дальше. А я, от
греха подальше, свернулся под забором. Спать. Постепенно привык к
температуре. Поспал часок - и снова в бой. А то замерзну. Зима все-таки.
Если по дороге удавалось сдружиться с водителем, то я пользовался
случаем и отправлял с его телефона домой sms-сообщение. Подавал родным
признаки жизни.
На окружной дороге Варшавы меня занесло в бесконечные яблоневые сады.
Останавливать машины очень неудобно. Дорога чрезвычайно узкая с
глубокими кюветами по бокам. Нет ни обочины, ни тормозного пути.
Автомобилю остановиться сложно. К счастью, иногда попадались небольшие
расширения – автобусные остановки. На одной из них меня подобрали и
вывезли в западную Польшу.
Западная Польша отличается от восточной как две разные страны. На
востоке сосредоточена индустрия, в селах каждый третий дом переделан под
производство или магазинчик. Там кипит ремесленничество. А вот запад
Польши почти сплошь сельскохозяйственный, затерян в бескрайних полях и
садах. Зато на западе проходят напряженнейшие торговые пути. На востоке
Польши крупные грузовики встречаются не очень часто. А вот по трассе
Варшава – Берлин фуры едут почти сплошным потоком. После открытия границ
с Западной Европой торговля кипит и переливается через край. А где
растет торговля, там растут и зарплаты, и доходы государственного
бюджета.
Дальше >>

|
|